Сенсорное развитие ребенка от 1 года до 3 лет

03.12.2018

Попробуем вспомнить, что такое сенсорное развитие? Это чувственное восприятие мира посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обаяния. Если совсем по-простому, то ребенок после такого развития может словами, жестами объяснить свои чувства в отношении увиденного, услышанного потроганного или понюханного им предмета. Кстати, если вы серьезно планируете заняться сенсорным развитием, очень важно разобраться в его направлениях.

Цель взрослых, взаимодействующих с детьми, дать некую систему сенсорного развития.

Одним из средств для сенсорного развития детей является игрушка. Для того, чтобы она принесла пользу в развитии малыша, нужны хорошие игры или задания с ней, подходящего для конкретного возраста и характера ребенка. Сразу стоит оговорится, что здесь рассматривается примерный вариант занятий и игр, в том числе и с игрушками. Самое важное в программе – это выполнение задач сенсорного развития ребенка.

Обязательное условие – время игры ребенка не должно превышать 15 минут.

Сенсорное развитие ребенка от 1 года да 3 лет подразумевает несколько направлений.

Рассмотрим

  1. Тактильное восприятие

  2. Вибрационные ощущения

  3. Восприятия формы, величины, цвета

  4. Зрительное восприятие

Развитие зрительного и тактильного восприятия, восприятия формы, величины.

Играем с пирамидками, сортировщиками, рамками-вкладышами, волшебным мешочками на запоминание текстуры.

Ребенок учится:

  1. Снимать и нанизывать на стержень кольца разного размера.

  2. Вынимать и вкладывать предметы различной величины.

  3. Группировать предметы по форме, величине (устанавливать их тождество).

  4. Определять текстуру различных материалов, ощупывая и рассматривая образцы.

  5. Узнавать на ощупь шероховатую, гладкую, мягкую и мохнатую текстуру.

  6. Подбирать к 2-м – 3-м образцам различной текстуры такие же по качеству материала предметы.

Игра «Пирамидки»

Требования к игрушкам:

Пирамидка с большими с пластмассовыми кольцами и стержнем ввиду конуса, закругленного сверху.

Пирамидка деревянная маленькая, с тремя кольцами.

Начните снимать, колечки с пирамидки с палочки. Пусть ребенок продолжает за вами. Затем аккуратно нанизывайте первое колечко, возьмите следующие колечко и предложите малышу надеть его на палочку. Если у ребенка возникнут трудности с нанизыванием, можно показать фокус – надеть на пальчик колечко, затем коснуться палочки пирамидки. В возрасте 2-3 лет ребенок может самостоятельно справляться со сложными пирамидками – головоломками, нанизывать на стержень без помощи взрослого.

Игра «Пупырышки»Хочу такой сайт

В этой игре ребенок учится различать поверхность предметов: гладкая она или ребристая. Для этого можно воспользоваться сенсорной игрушкой на запоминание текстуры.

Сначала ребенок изучает текстуру, затем старается найти точно такую же, ощупывая окружающие предметы. Далее сравнивает между собой, описывает словами особенности поверхности предмета.

К трем годам ребенок:

  1. Знает 2 геометрические формы: круг, квадрат. Знает 2 геометрических тела: шар и куб. Умеет указать на нужную форму по просьбе взрослого, который использует «опредмечивание»: круг – как яблочко, квадрат – как окошко и т.д. обследует фигуры обязательно – двигательным путем.

  2. Устанавливает тождество предметов по форме

  3. Умеет подбирать предмет такой же формы к образцу путем примеривания и прикладывания

  4. Умеет собирать группу одинаковых по форме предметов путем прикладывания и рассматривая.

  5. Умеет сортировать предметы по двум группам (2формы – по 2-м кучкам, коробочкам)

Игра «Форма и величина»

Требования к игрушкам:

У сортировщика обязательны в наличии формочки круга, прямоугольника, трапеции, треугольника.

В 2 года ребенок может заниматься с блоками Дьенеша. С 2,5 лет рекомендовано вводить бумажные игры с геометрическими формами.

Назовите и покажите ребенку геометрические формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция). Пусть малыш потрогает пальчиками прямоугольник и треугольник. Покажите малышу, что у треугольника 3 уголка, а у прямоугольника их 4.

Можно провести обучение на фруктах, овощах, печеньях, коробочках. Предварительно требуется нарисовать и показать ребенку на картинках круг, квадрат, прямоугольник, трапецию, овал. Ребенку предлагается положить помидор на нарисованный круг, печенье на прямоугольник, коробочки на квадрат.

Также геометрические формы можно лепить из пластилина, проговаривая их название, находя похожее на них предметы вокруг. Например, лист бумаги – прямоугольник, шкаф – параллепипед, круг – часы, шар – яблоко, яичко – овал.

К концу третьего года жизни ребеночек:

  1. Умеет выбрать среди 5-6 предметов нужный, выполняя инструкцию: «Дай такую же куклу, машинку, мячик и т.д» При этом может прикладывать предметы по очереди к образцу для сличения. Действуя таким образом, хорошо подбирая парные картинки.

  2. Знает две градации величины: «большой» и «маленький». Умеет сравнивать предметы по размеру. Путем сопоставлений (прикладывания, накладывания и рассматривания) определяет величину 2-х предметов и выполняет указания типа: «Дай большой (маленький) ..», «Дай тот, что больше (меньше)».

  3. Устанавливает тождество предметов по размеру. Умеет путем прикладывания, накладывания и рассматривания предметов разложить их на две группы: «большие» и «маленькие»

  4. Устанавливает тождество предметов по двум заданным сенсорным свойствам: форме и величине. Умеет выбирать предметы заданной величины и формы.

Игра «такой же и побольше»

Для игр можно использовать детальке от конструктора, мозаику, куклы, машинки, «Волшебный мешочек» с геометрическими фигурками, парные картинки. Ребенку предлагается найти одинаковые предметы, самые большие и самые маленькие детальке.

Игра «Цветные истории»

Играем с цветной бумагой, либо игровыми наборами «100 цветов», «Каждый охотник желает знать где сидит фазан» Каждый день ребенку желательно знакомится с одним определенным оттенком цвета. Например, день может быть посвящен лиловому. Покажите малышу как выглядит этот цвет, сделайте совместную поделку, найдите данный оттенок в окружающих предметах.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».