1
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы .............................................................................................. 3
1.1. Пояснительная
записка ....................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы… .............................................. 6
1.3. Содержание общеразвивающей программы…................ 6
1.4. Планируемые результаты освоения программы… ......... 21
2. Организационно-педагогические условия ....................... 22
2.1. Календарный учебный график ........................................ 22
2.2. Условия реализации программы… ................................. 23
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…24
3.Список литературы… ........................................................... 25
4. Приложения ........................................................................... 26
2
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана и реализуется в системе дополнительного
образования детей. Данная программа разработана с учетом интересов,
потребностей воспитанников, мнения родителей и предназначена для
формирования у детей предпосылок к учебной деятельности и качеств,
необходимых для адаптации к школьному обучению по ФГОС.
Направленность- социально-педагогическая.
Актуальность программы.
Заключается в использовании современных достижений науки,
своевременном реагировании на изменения социального заказа, стандартов
образования, мониторинговых показателей.
Отличительные особенности программы:
Программа подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию.
В ней поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего
мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно
встречаются в жизни.
Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение
знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и
эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе
обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые
знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия — деятельность самих ребят, что
заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать,
делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На
развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность,
связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания
— «от учеников» к коллективному поиску.
Данная программа включает в себя развитие речи и обучение слоговому
чтению; по математике: изучение счёта и состава чисел в пределах 10, решение
простейших задач на сложение и вычитание, знакомство со знаками: +, -,
=, понятия «больше», «меньше»,
«столько же», «справа», «слева»; укрепление мышц кисти руки и пальцев.
Новизна программы заключается в специальном подборе методических
приемов и методов, составлении подборки дидактических игр и упражнений с
учётом возрастных особенностей психического развития детей дошкольного
возраста. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого
и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными.
Педагогическая целесообразность программы состоит в решении
проблемы разноподготовленности детей на пороге школы, адаптации к новым
условиям школьной жизни.
Адресат. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-8 лет,
3
посещающих детский сад. Набор детей носит свободный характер и
обусловлен интересами воспитанников и их законных представителей.
При необходимости программа может быть адаптирована под потребности и
индивидуальные особенности ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
Возрастные особенности детей 6 лет.
Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и
взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и
неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные
звуки. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность
речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют все части
речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика:
активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь: дети
могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное,
но и детали.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться
восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления
детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их
оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по
возрастанию или убыванию – до десяти предметов разных по величине.
Однако дошкольники испытывают трудности при анализе пространственного
положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их
пространственного расположения. В старшем дошкольном возрасте
продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только
решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой
словесно-логического мышления. 5-6 лет
- это возраст творческого воображения. Дети самостоятельно могут
сочинить оригинальные правдоподобные истории. Наблюдается переход от
непроизвольного к произвольному вниманию.
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок
нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Их речевые
контакты становятся все более длительными и активными. Дети
самостоятельно объединяются в небольшие группы на основе взаимных
симпатий. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление
о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и
мужские качества, особенности проявления чувств). Ярко проявляет интерес
к игре.
4
Возрастные особенности детей 7 лет.
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей
приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий.
В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и
5
формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает
рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем,
как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают,
кто это, есть ли у них дети и т.п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона,
грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях
детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,
формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и
т.д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения;
развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным
мышлением появляются элементы словесно- логического мышления.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в
значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится
констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении
со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том
числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских
образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах
деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У
детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим
отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым
анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из
строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами
анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся
симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе
последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом
возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и
придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного
материала.
Режим занятий.
Занятия проводятся в группе 10-15 человек 1 раз в неделю по 30 минут.
Курс рассчитан на 1 год.
Объем и срок освоения программы
– общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения – 36 часов .
-срок освоения программы-1 год
Уровень общеразвивающей программы – стартовый уровень.
Формы обучения –очная.
Виды занятий – практические занятия.
Документ по завершению обучения по программе не выдается.
6
При реализации программы не используются электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель программы: развитие личности каждого ребенка, формирование его
готовности к систематическому обучению, преодоление факторов
дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого
ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу
начальной школы.
Задачи программы:
Обучающие:
• Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
• Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
• Развитие мотивации к учебной деятельности.
Развивающие:
• Прививать ответственное отношение к учебе;
• Активизировать творческий потенциал;
• развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе;
• Развивать память, мышление, воображение.
Воспитывающие:
• Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
• Формировать культуру общения друг с другом;
1.3. Содержание программы
Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и
взрослого, проводятся с группой детей, не превышающей 10-15 человек, в
групповом помещении.
7
Учебный план кружка «Школа будущих первоклассников»
на 2022-2023 учебный год
№
Название
п/п
раздела/темы
1.
Вводное занятия
2.
Обучение
слоговому
чтению и
развитие речи
3.
Математика
4.
Работа по
укреплению
мускульной
силы кисти руки
и пальцев
5.
Повторение
пройденного,
тестирование
6.
Итоговое
занятие
Количество часов
Формы
всего
теория практика аттестации/контроля
1
0,5
0,5
11
4
7
наблюдение
11
11
4
0
7
11
наблюдение
-
1
0
1
тестирование
1
0
1
-
Тематическое планирование занятий кружка
«Школа будущих первоклассников»
на 2022-2023 учебный год
№п/п
1
2
Кол-во
часов
Дата
Вводное занятие
1
сентябрь
Повторение пройденного материала, тестирование
2
май
Тематика занятия
ИТОГО
8
3
Обучение слоговому чтению и развитие речи (11 часов)
№
п/п
1
Тема занятия
Звук и буква:
Кол-во часов
А.
Дата
0,5
сентябрь
2
Звук и буква:
М.
3
Звуки и буквы:
Р, О.
4
Звуки и буквы:
5
6
7
0,5
сентябрь
1
октябрь
Ш, Ы.
0,5
октябрь
Звуки и буквы:
И, У, Н.
0,5
октябрь
Звуки и буквы:
С, К, Т.
1
ноябрь
1
ноябрь
Звуки и буквы: Л, В –
согласные, звонкие; буква Е
обозначает двойной звук.
8
Звуки и буквы:
Б, П.
0,5
декабрь
9
Звуки и буквы:
З, Д.
0,5
декабрь
10
Звуки и буквы:
Г, Я.
0,5
январь
11
Звук и буква:
Ч и буква Ь.
0,5
январь
12
Звуки и буквы:
Ж, Е.
0,5
февраль
13
Звуки и буквы:
Й, Х.
0,5
февраль
14
Звуки и буквы:
Ц, Ю.
0,5
март
15
Звуки и буквы:
Э, Щ.
0,5
март
9
16
Звук и буква:
17
Ъ и Ь – разделительные знаки.
18
Ф.
0,5
апрель
0,5
апрель
май
Развитие навыка слогового чтения.
1
ИТОГО
11
Математика (11 часов)
№ п/п
Тематика
занятия
Кол-во
часов
Дата
1
Счёт предметов. Числа от 0 до 3. Цифра 0.
0,5
сентябрь
2
Числа от 0 до5. Число и цифра 1. Знаки +, - , =.
0,5
сентябрь
3
Число и цифра 2. Состав числа 2.
0,5
октябрь
4
Число и цифра 3. Состав числа 3.
0,5
октябрь
5
Число и цифра 4. Состав числа 4.
0,5
октябрь
6
Число и цифра 5. Состав числа 5.
0,5
ноябрь
7
Число и цифра 6. Состав числа 6.
0,5
ноябрь
8
Число и цифра 7. Состав числа 7.
0,5
декабрь
9
Число и цифра 8. Состав числа 8.
0,5
декабрь
10
Число и цифра 9. Состав числа 9.
0,5
январь
1
11
Число 10. Состав числа 10.
12
Числа натурального ряда. Прибавить и вычесть 2.
13
Счёт предметов. Прибавить и отнять 3.
0,5
февраль
14
Числа от 0 до 10. Прибавить и вычесть 4.
0,5
март
15
Порядковый счёт от 1 до 10. Счёт предметов.
Прибавить и вычесть 5.
1
март
16
Прибавить и вычесть 6.
1
апрель
1
апрель
0,5
май
0,5
январь
февраль
1
Счёт предметов в пределах 10. Понятия:
17
«столько же», «слева», «справа».
18
Дни недели. Времена года. Год
ИТОГО
11
Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и
пальцев - 11часов
№
п/п
Тематика занятия
Колво
часов
Дата
1
Знакомство с разлиновкой тетради в широкую
линию, в узкую линию с направляющей.
0,5
сентябрь
2
Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей.
0,5
сентябрь
3
Наклонная линия, круг, овал.
0,25
октябрь
1
4
Круг большой и маленький, фигурка из
кругов и наклонной сочетании с
кругом.
0,25
октябрь
5
Сочетания «жи – ши». Рабочая строка.
0,25
ноябрь
6
Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка.
Широкая строка.
0,25
ноябрь
7
Работа в тетради с направляющей линией (по письму)
0,25
декабрь
8
Разлиновка тетради по письму. Наклон.
0,5
декабрь
9
Отработка наклона, письма в широкой и узкой линиях.
0,25
декабрь
10
Рабочая строка. Широкая строка в
тетради с направляющей линией.
0,25
декабрь
11
Наклон в тетради с направляющей линией. Овал.
0,25
декабрь
12
Овал большой и маленький. Наклон в
тетради с направляющей линией.
0,25
январь
13
Разлиновка тетради по письму. Широкая и узкая
строка .Наклонная линия.
0,25
январь
14
Работа в тетради с направляющей линией.
0,5
январь
15
Широкая и узкая линия в тетради по письму.
0,5
февраль
16
Наклон, отработка глазомера, формирование
умения видеть строку.
0,25
март
17
Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу,
0,25
март
1
прямые горизонтальные линии.
18
Овал, наклонная с закруглением вверх,
наклонная и дугообразная линии.
0,25
апрель
19
Удлинённые линии с петлёй внизу.
0,25
апрель
20
Удлинённые линии с петлёй вверху.
0,25
май
21
Прямая наклонная линия с закруглением вверху и
внизу.
0,25
май
Работа с пластилином
1,5
22
Лепка «ежа»
0,5
ноябрь
23
«Вишня»
0,5
декабрь
24
«Автомобиль»
0,5
март
Конструирование
1
25
«Домик» из геометрических фигур
0,5
январь
26
«Грузовой автомобиль»
0,5
февраль
Рисование
2
27
«Чашка»
0,5
январь
28
«Кукла для Мальвины»
0,5
февраль
29
Рисуем прозрачные шары
0,5
март
1
30
«Самолёт»
0,5
ИТОГО
апрель
11
Обучение слоговому чтению и развитие речи (11 часов)
Тема 1. Звук и буква А (0,5 час)
Познакомить с буквой. Заучивание стихотворения «Арбуз». Загадки
об арбузе, автобусе. Тема 2. Звук и буква М (0,5 час)
Познакомить с буквой. Чтение букв, слогов, слов. Составление рассказа
по сюжетным картинкам «Мишки за работой». Печатать: М, МА – МА.
Тема 3. Звуки и буквы Р, О (1 час)
Знакомство с буквами. Чтение букв, слогов, слов. Составление
рассказа по серии картинок. Логическое упражнение
«Рыбы.
Животные». Заучивание стихотворения
«Речка». Печатаем: Р, О, Шар,
Рама, Мара, Рома.Тема 4. Звуки и
буквы Ш, Ы. ( 0,5 час)
Знакомство с буквами. Заучивание стихотворения «Шар». Чтение
слияний, слогов, слов. Печатаем Ш, Ы, Ша, Шо, Шар, Ша-ры, Ма-ша.
Тема 5. Звуки и буквы И, У, Н. (0,5 час)
Познакомить со звуками и буквами. Многозначность слов: игла, нос.
Шарады: уточка, удочка. Чтение букв, слогов, слов. Предложение.
Анаграммы. Печатаем: И, Ни, Н, На, Ни-на.
Тема 6. Звуки и буквы: С, К, Т. (1 час)
Развитие речи, «Кот – герой сказок». Загадки. Земля - дом для всего
живого. Чтение букв, слогов и предложений. Печатаем: С, К, Т, сок,
Тима, Тома.
Тема 7. Звуки и буквы: Л, В – согласные звонкие; буква Е обозначает двойной
звук (1час).
Загадки о лодке, лыжах, ели, воде. Чтение букв, слогов и предложений.
1
Печатаем: Л, В, Е, Лена, Вова, Елена. Несу в руке ромашку.
Тема 8. Звуки и буквы: Б, П (0,5 час).
Знакомство со звуками и буквами Б, П. Чтение слогов, слов, предложений с
антонимами. Многозначность слов: шапка, шляпка. Печатаем: Б, П, БА, БО,
БУ, БАБУШКА, ПА, ПО,ПЫ. У папы собака.
Тема 9. Звуки и буквы: З, Д (0,5 час).
Беседа «Зубы и уход за ними». Характеристика звуков З, Д. Чтение слогов с
буквами, слов и предложений. Многозначность слова змей. Печатаем: З, Д,
Зина, Дима, Роза, Даша. Роза росла в саду.
Тема 10. Звуки и буквы: Г, Я (0,5 час).
Загадки о яблоке и груше. Игра «Ягоды и фрукты». Беседа: « Почему
землянику, чернику, малину так называют?». Читаем буквы, слоги, слова
ирассказ « В саду». Печатаем: Я, Г, Яша, губы, стог, яблоко, город, гуси.
Тема 11. Звук и буква: Ч, буква Ь
(0,5 час).
Логическое упражнение «Животные». Звук и буква Ч. Чтение слогов,
слов и предложений. Сочетания: ЧА, ЧУ, ЧК, ЧН. Буква Ь. Чтение слов
и предложений. Печатаем: Ч, Ь, ПОЧКА, КОНЬ, ПОЧТА, КОНЬКИ. У
Наташи часы.
Тема 12. Звуки и буквы: Ж, Е
(0,5 час).
Знакомство и характеристика звука и буквы Ж, написание ЖИ, ШИ.
Чтение букв, слогов, слов и предложений. Составление рассказа по
серии картинок «За грибами». Звук и буква Е. Чтение слов, слогов,
предложений. Печатаем: Ж, Е, МОРЖ, ЁЖ, Ж-Ш, МОРЖИ, ЕЖИ. У
ёжика колкие иголки.
Тема 13. Звуки и буквы: Й, Х
(0,5 час).
Логическое упражнение «Откуда хлеб пришел?» Звук и буква Х, чтение
слогов, слов и стихотворения. Звук и буква Й, чтение и предложений.
Печатаем: Й, Х, хлеб, буханка, зайка. У нас гостил Незнайка.
Тема 14. Звуки и буквы: Ц, Ю (0,5 час).
Беседа «Улица Помогай». Составление рассказа по серии картинок «На
1
семейной ферме». Знакомство с буквами и их характеристика. Чтение
слогов, слов с этими буквами.
Анаграммы: Л В Ю К - (клюв), А Ю Л – (юла). Печатаем: Ю, Ц, Юля, Юра,
месяц. Юра растит огурцы.
Тема 15. Звуки и буквы: Э, Щ (0,5 час).
Загадки о цветах. Звук и буква Э (из слова это). Беседа «Изменения в
живой и неживой природе весной». Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов
и предложений. Сочетание ЩА, ЩУ.
Печатаем: Э. Щ, ЩЕНОК, ЭТАЖИ. Щенка
зовут Эхо.
Тема 16. Звук и букв: Ф (0,5 час).
Стихотворение «Пароход обходит мели…» Словарь: мель, моряк,
штурман, доблестный. Беседа о флоте. Звук и буква Ф. Чтение слогов,
слов и предложений. Характеристика звука.
Печатаем: Ф, ФЛОТ, Федя, Феня, ФИЛЬМ, ФИЛЬМЫ. Яхта плавает по
волнам.
Тема 17. Ъ и Ь – разделительные знаки (0,5 час).
Толкование пословиц. Беседа по иллюстрациям «Семья обедает».
Наблюдение над словами на слух: Коля – колья. Чтение слов и
предложений. Игра «Хахания». Семья села обедать.
Печатаем: Ъ, Ь, СЕМЯ, СЕМЬЯ, СЕЛ, СЬЕЛ, СЪЕХАЛ.
Тема 18. Развитие навыка слогового чтения (1 час).
Конкурс загадок. Закрепление навыков слогового чтения. Конкурс
сказок. Хоровое чтение стихотворения Г. Успенского «Маленький
кролик» и «рассказывание» его руками. Логическое задание « Кто, где
живёт?». Заучивание стихотворения « Все мы крепко подружились…».
Математика (11 часов)
Тема 1. Счет предметов. Числа от 0 до 3.
Цифра 0. (0,5 час)
Знакомство с разлиновкой тетради в клетку, посадкой при письме, умением
держать ручку, давать ответ. Письмо цифры 0 (пустое множество).
Тема 2. Числа от 0 до 5. Число и цифра 1. Знаки +, -, =. (0,5 час)
1
Работа по упражнениям на глазомер, умение видеть строку: по точечному
1
образцу и самостоятельно. Знакомство со знаками.
Тема 3. Число и цифра 2. Состав числа 2. (0,5 чаc))
Счет от 0 до 5. Игра (Рыбалка).
Цифры от 0 до 5.Пишем цифры 1 и
2 по образцу.
Тема 4. Число и цифра 3. Состав числа 3. (0,5 час)
Игра «По грибы по ягоды». Повторить состав числа 2. Как получить число 3?
Состав числа 3.Рисуем грибочки по точечному образцу. Письмо цифры 3.
Тема 5. Число и цифра 4. Состав числа 4. (0,5 час)
Знакомство с числом и цифрой 4. Загадки о пальчиках. Понятие «столько
же». Счёт предметов до 5 (положи столько же, нарисуй столько же). Состав
числа 4. Письмо цифры4.
Тема 6. Число и цифра 5. Состав числа 5. (0,5 час)
«Пушистая история» - шарада ( по картинкам «Кот и мышь» ), мышка –
мушка- мишка.
Весёлый счёт: «Мишки вышли по грибы». Число и цифра 5. Состав
числа 5. Пишем цифру5 по образцу. Работа со счётным материалом.
Тема 7. Число и цифра 6. Состав числа 6.
(0,5 час)
Счёт предметов (друзья Петрушки). Число и цифра 6. Состав числа 6. Игра
«На лугу» по составу 6. Письмо в тетради цифры 6.
Тема 8. Число и цифра 7. Состав числа 7.
(0,5 час)
Игра - «По грибы, по ягоды». Счёт в пределах 6. Счёт предметов от 0 до 10.
Состав числа
7. Цифра 7. Письмо в тетради цифры 7.
Тема 9. Число и цифра 8. Состав числа 8. (0,5 час)
Беседа: «Домашние животные». Счёт предметов от 0 до 10 (утята). Число и
цифра 8.Состав числа 8. Работа в тетради (по точечному образцу).
Тема 10. Число и цифра 9. Состав числа 9. (0,5 час)
1
Логическая задача - «Осень». Счёт предметов от 0 до 10. Число и цифра 9.
Состав числа 9.Работа в тетради.
Тема 11. Число 10. Состав числа 10.
(0,5 час)
Беседа «Второй хлеб» - (о картофеле). Логическое упражнение «Чей это
хлеб?». Счёт предметов: «Огород». Число 10. Состав числа 10. Работа в
тетради по образцу.
Тема 12. Числа натурального ряда. Прибавить и вычесть
2. (1 час)
Толкование пословицы «Землю красит солнце, а человека труд». Беседа
«Как вы помогаете маме?». Счёт от 0 до 10 (на счётном материале). Работа в
тетради:
а) письмо цифр от 0 до 10.
б) задачи, где прибавляем и отнимаем 2.
Тема 13. Счёт предметов. Прибавить и отнять 3. (0,5 час)
Беседа «Почему весной люди радуются?». Счёт предметов в пределах 10.
Учимся прибавлять и отнимать 3. Работа в тетради по образцу. Запись
примеров по точечному образцу; ответ дети записывают самостоятельно.
Тема 14. Числа от 0 до 10 . Прибавить и вычесть 4. (0,5 час)
Прямой и обратный счёт до 10. Понятие и способы, как прибавить и отнять 4.
Закрепляются понятия: «больше», «меньше», «столько же». Даётся понятие
«рыболовецкий флот». Счёт предметов от 0 до 10 и обратно, по 1 и по 2. Работа
в тетради: ряд чисел, волны и пена, рыбка.
Решение задач с числом 4.
Тема 15. Порядковый счёт от 1 до 10. Счёт предметов. Прибавить и вычесть 5.
(1час)
Знакомство со счётом по порядку, вопросом «который?», ответами:
«первый», «второй» и т.д.
Решение простых задач на сложение и вычитание. Работа в тетради по
образцу.
Тема 16. Прибавить и вычесть 6. (1 час)
Беседа «Надо уметь прощать и уступать друг другу». Стихотворение В.Орлова
«Кто кого обидел?». Счёт «Найди себе друга». Работа в тетради: числа
1
натурального ряда, окошко дружных соседей, строим крепость, играем в мяч.
Решение задач на сложение и вычитание 6.
2
Тема 17. Счёт предметов в пределах 10. Понятия: «столько же»,
«слева», «справа». (1 час).
Игра « Груши и яблоки» (счёт по порядку, сложение и вычитание в пределах
10). Работа в тетради: а) нарисуй столько же; б) нарисуй слева, справа; в)
посчитай, запиши.
Тема 18. Дни недели. Времена года. Год. (0,5 час)
Загадки о временах года. Счёт предметов от 1 до 10. Задачи о днях недели.
Работа в тетради по заданию учителя. Решение задач и примеров.
Работа по укреплению мускульной силы кисти руки и пальцев (11
часов)
Тема 1. Знакомство с разлиновкой тетради в широкую линию, в узкую
линию с направляющей. (0,5 часа)
Штриховка рисунков. Печатание буквы А в широкую разлинованную тетрадь
по точечному образцу и самостоятельно.
Тема 2. Разлиновка тетради в узкую линию с направляющей. (0,5 час)
Штриховка фигур в узкую линию по точечному образцу. Игра «У медведя во
бору». Отгадывание загадок. Логическое упражнение «Почему медведя зовут
медведем».
Тема 3. Наклонная линия, круг, овал. (0,25 час)
Штриховка рисунка. Заучивание
стихотворения.
Тема 4. Круг большой и маленький, фигурка из кругов и наклонной сочетании
с кругом. (0,25 час)
Штриховка рисунка. Раскрашивание прозрачных предметов. Заучивание
стихотворения.
Тема 5. Сочетания «жи – ши». Рабочая строка. (0,25 час) Тренировка
глазомера. ЖИ – ШИ пишем с И. Работа по штриховке. Наклоннаяв рабочей
строке и прямая с закруглением внизу (по образцу).
Тема 6. Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка.
(0,25час) Штриховка наклонной горизонтальной линией. Конкурс загадок.
Рисунок по образцу.
Тема 7. Работа в тетради с направляющей линией (по письму) (0,25 час)
Развитие речи «Что даёт хвойный лес птицам и зверям». Штриховка
2
наклонными вправо и влево от середины. Рисунок по точечному образцу
и самостоятельно.
2
Тема 8. Разлиновка тетради по письму. Наклон. (0,5 час)
Штриховка горизонтальными и наклонными линиями. Многозначность слова
«Шуба». Работа в «Прописи»
Тема 9. Отработка наклона, письма в широкой и узкой линиях. (0,25часа)
Штриховка рисунка. Разгадывание загадок. Разучивание стихотворения.
Тема 10.Рабочая строка. Широкая строка в тетради с направляющей линией.
(0,25часа)
Беседа о зимующих и перелётных птицах. Штриховка косыми
линиями. Работа в «Прописи».
Тема 11. Наклон в тетради с направляющей линией. Овал. (0,25часа)
Заучивание стихотворения о жуке. Беседа «Животные в цирке». Штриховка
рисунка.
Тема 12. Овал большой и маленький. Наклон в тетради с
направляющей линией.(0,25часа)
Беседа по рнс «Колобок». Словарная работа: глупость, хвастовство.
Штриховка горизонтальными, вертикальными и перекрёстными линиями.
Работа в тетради с направляющей.
Тема 13. Разлиновка тетради по письму. Широкая и узкая строка.
Наклонная линия. (0,25часа)
Логическое упражнение «Мои помощники» (руки, пальцы). Толкование
пословицы
«Золотые руки не знают скуки». Работа в тетради.
Тема 14. Работа в тетради с направляющей линией. (0,5часа)
Письмо по образцу. Заучивание стихотворения. Аппликация «Весёлый парус».
Тема 15. Широкая и узкая линия в тетради по письму. (0,5часа) Разгадывание
загадок. Беседа об одежде моряка. Штриховка рисунка. Выполнение работы по
точечному образцу и дорисовка деталей.
Тема 16. Наклон, отработка глазомера, формирование умения видеть строку.
(0,25часа)
Беседа о помощи в семье, о совместном отдыхе. Работа в тетради по
точечному образцу. Аппликация «Утята».
Тема 17. Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу,
прямые горизонтальные линии. (0,25часа)
2
Разучивание песенки. Беседа о доме для друзей – цирке. Работа в тетради.
Игры на воздухе.
Тема 18. Овал, наклонная с закруглением вверх, наклонная и
дугообразная линии.(0,25часа)
Вопросы Незнайки. Ответ – анаграмма. Рисунок – ответ по образцу.
Аппликация
«Корзина с ягодами».
Тема 19. Удлинённые линии с петлёй внизу. (0,25часа)
Логическое упражнение «Какие грибы выбросил Буратино?». Штриховка
рисунков.
Работа в тетради.
Тема 20. Удлинённые линии с петлёй вверху. (0,25часа)
Письмо с заданиями от кота Фёдора. Выполнение заданий: письмо букв и
штриховка по образцу.
Тема 21. Прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу. (0,25часа)
Разучивание стихотворения. Разгадывание загадок. Раскрашивание
штриховка рисунков. Письмо изученных элементов букв.
Работа с пластилином
Тема 22. Лепка ежа. (0,5 час)
Загадка о еже. Стихотворение о еже. Лепка ежа.
Выставка работ.
Тема 23. «Вишня». (0,5час)
Развитие речи. Рассказ о Винни Пухе – сладкоежке. Лепка
и выставка работ.
Тема 24. «Автомобиль» (0,5час)
Беседа «Машины – помощники человека». Работа под руководством
воспитателя. Выставка работ.
2
и
Конструирование (1 час)
Тема 25. «Домик» из геометрических фигур (0,5час)
2
Повторение геометрических форм, сравнение по размеру. Игра «На что
похоже?». Выполнение работы. Выставка работ.
Тема 26. «Грузовой автомобиль» (0,5час)
Повторение геометрических фигур. Игра «На что похоже?». Выполнение
работы. Выставка работ.
Рисование (2часа)
Тема 27. «Чашка» (0,5час)
Беседа «Посуда в нашем доме». Детальное рассматривание чашки.
Работа над рисунком под руководством воспитателя. Выставка работ.
Тема 28. Кукла для Мальвины» (0,5час)
Беседа «Фигура человека». Рассматривание куклы – неваляшки,
рисунка куклы. Работа над рисунком под руководством воспитателя.
Выставка работ.
Тема 29. Рисуем прозрачные шары (0,5час)
Беседа «Как Вини Пух хотел забраться к пчёлам за мёдом».
Рассматривание формы шараи его прозрачности. Работа над рисунком.
Выставка работ.
Тема 30. «Самолёт» (0,5 час). Беседа об аэрофлоте, видах воздушных машин и
кораблей. Рассматривание модели самолёта и его деталей. Рисование под
руководством воспитателя. Выполнение дизайна самостоятельно. Выставка
работ.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок
должен уметь:
1.Отчётливо и ясно произносить слова:
выделять из слов звуки;
2
находить слова с определённым звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
ориентироваться на странице тетради;
писать основные элементы букв;
рисовать узоры и различные элементы.
Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10:
2.
соотносить цифру с числом предметов;
пользоваться арифметическими знаками действий;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
измерять длину предметов с помощью условной меры;
составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников)
фигуры большего размера;
делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в
3.
природе:
перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
называть основные признаки времён года.
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок
должен знать:
русский алфавит;
состав чисел первого десятка;
как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
цифры 0-9, знаки +, -. =;
название текущего месяца, последовательность дней недели.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
на 2022-2023 учебный год
Месяц
Сентябрь
Неделя
Подготовительная группа
(Продолжительность
занятия в мин.)
30
30
30
I
II
III
2
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Итого в год
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
36 нед.
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
1080 мин.
*Календарный учебный график образовательной деятельности может изменяться в
соответствии с количеством недель в месяце.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в групповом помещении. Помещение группы
соответствует санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной и
электробезопасности, требованиям охраны труда. При организации занятий
используются
технические
средства
обучения:
магнитофон,
мультимедийное оборудование.
Группа оборудована необходимой мебелью, инвентарем:
Столы, стулья (по росту и количеству детей);
2
Магнитная доска;
Технические средства обучения (ТСО) (мультимедийное
устройство);
Печатные пособия
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).
Наборы сюжетных (предметных) картинок.
Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы
(в том числе и в цифровой форме).
Прописи, рабочие тетради. Счётный материал.
Игры и игрушки
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом,
зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).
Настольные развивающие игры (типа «Эрудит», «Карусель») и др.
Кадровое обеспечение
Воспитатель: Швайгерт Валентина Анатольевна
Образование: Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Национальный
исследовательский ядерный университет «МИФИ» ,специальность
"Строительство
и
эксплуатация
зданий".
Профессиональная переподготовка по направлению «Психология и
педагогика в системе дошкольного образования».
Стаж работы: 24 года
Педагогический стаж: 5 лет.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формой итогового контроля усвоения изученного материала является
тестирование.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы
Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их
оценки в баллах. Периодичность – 2 раза в год: сентябрь, май. Работу
ребенка педагог оценивает словесно и только положительно.
Для выявления уровня психического развития ребенка педагогом
заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за
поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им
заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для
организации направленного наблюдения за детьми, а такжедля проведения
дальнейшей образовательной работы (см. Приложения 1,2).
2
Аттестация и выдача документа по завершению программы не
предусмотрена.
3. Список литературы
1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А.
Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.] –
М.: Просвещение, 2012.
2. Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных
навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. –
Волгоград: Учитель, 2011.
3. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных
учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
4. Безруких М.М «Ступеньки к школе «Азбука для дошкольников».
Издательство
«Дрофа», 2017г.
5. Безруких М.М. «Ступеньки к школе «Мир чисел и фигур». Издательство
«Дрофа»,2017г.
6. Безруких М.М. «Ступеньки к школе «Учимся писать». Издательство «Дрофа»,
2017г.
7. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М,
«Дрофа»,2016г.
8. Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе, М. «Вента-Граф», 2016
3
Приложение 1
Диагностика
Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе
Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен,
поставь + на листе бумаги.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.
Мне интересно, какие у меня будут уроки.
Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.
Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.
Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.
Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.
Самое лучшее в школьной жизни - это каникулы.
Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.
Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.
Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.
Оценка результатов:
Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов
Средний уровень - от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она
привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во +сов
на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на
пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение
положительное.
Низкий уровень- от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о
школе, не стремится к обучению.
Приложение 2
Тест на уровень развития школьно-значимых психических и
физиологических функций
Краткое исследование развития речевого слуха
Инструкция: я буду произносить пары слов, а ты подними руку, если
услышишь одинаковые слова: день-тень, палка-палка, балка-палка, балкабалка, мишка-миска, миска-миска.
Инструкция: я произнесу пары слогов, а ты хлопни в ладоши, когда
услышишь разные слоги:
3
ПА-БА, ПА-ПА, БА-ПА, БА-БА, ТЫ-ТИ, ТИ-ТИ, ТИ-ТЫ, ТЫ-ТЫ, СУ-ЩУ, СУСУ, ШУ-ШУ, ШУ-СУ.
Инструкция: Я произнесу слоги, а ты внимательно послушаешь их и повторишь:
ПА-ПО-ПУ, ПО-ПУ-ПА, ПУ-ПА-ПО, ПА-ТА- КА, ТА-КА-ПА, ТА-ПА-КА, ТАДА-ТА,ТА-ТА-ДА, ТА-ДА-ДА, БА-ПА-БА, ПА-ПА-БА.
А сейчас я произнесу слова, ты их запомнишь и повторишь (порядок слов
несколько раз изменяется):
ДОМ-ТОМ-КОМ
БОЧКА-ТОЧКА-ДОЧКА-КОЧКА.
Оценка результатов:
высокий уровень - ребенок безошибочно различает слова, слоги, близкие по
звуковому составу, различает слова со сходными звуками.
Средний уровень - ребенок допускает незначительные ошибки, при замедленном
повторении может их исправить самостоятельно.
Низкий уровень-ребенок не различает сходные по звучанию слоги и слова, не
замечает ошибок при многократном повторении.
Тест на уровень развития познавательной деятельности
Тест словаря
Вам предлагается 5 наборов слов. Выберите 1 из них (или постепенно в разныедни
работайте с каждым набором) и задайте ребенку инструкцию:
Представь, что ты встретился с иностранцем, он плохо понимает по-русски. Он
просит тебя объяснить, что означают эти слова. Как ты ответишь? Далее
поочередно предлагайте слова из выбранного вами набора.
Наборы слов:
Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться,
соединять, кусать, острый.
2.
Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять,
бить, тупой.
3.
Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать,
связывать, щипать, колючий.
4.
Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать,
мягкий, убегать.
5.
Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться,
собирать, гладить, шершавый.
1.
При затруднении ребенок может нарисовать данный предмет или изобразить
жестом.
3
Оценка результатов: за каждое правильно объясненное слово максимально возможно
поставить 2 балла ( за определение, близкое к научному).
1 балл- понимает значение слова, но словесно его выразить не может. 1,5 балламожет описать предмет словесно.
0 баллов- отсутствует понимание слова.
Для шестилеток низкий уровень- 0 – 6,5 баллов,
Средний уровень- 7-12 балловВ
ысокий уровень- 12,5- 20 балл
Тест «Кругозор»
оценка уровня развития познавательной деятельности
Цель теста: определение объема сведений о себе, своей семье, окружающим мире,
а также способности к анализу и суждениям.
Назови свое имя, фамилию, отчество.
Назови фамилию, отчество родителей.
Ты девочка или мальчик? Кем будешь, когда вырастешь: мужчиной или
женщиной?
4.
У тебя есть брат, сестра, кто старше?
5.
Сколько тебе лет? Сколько будет через год, два?
6.
Сейчас утро, вечер (день или утро?)
7.
Когда ты завтракаешь (утром или вечером?), обедаешь? Что бывает
раньше обед или ужин, день или ночь?
8.
Где ты живешь, назови свой домашний адрес?
9.
Кем работают твои родители?
10. Ты любишь рисовать? Каково цвета этот карандаш (платье, книга?)
11. Какое сейчас время года, почему ты так считаешь?
12. Когда можно кататься на санках – зимой или летом?
13. Почему снег бывает зимой, а не летом?
14. Что делает почтальон (врач, учитель?)
15. Зачем в школе нужен звонок, парта?
16. Ты сам хочешь пойти в школу?
17. Покажи свой правый глаз, левое ухо? Зачем нам нужны глаза, уши?
18. Каких животных ты знаешь?
19. Каких птиц ты знаешь?
20. Кто больше, корова или коза?
21. Что больше 8 или 5? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.
1.
2.
3.
3
22.
Что нужно сделать, если ломаешь чужую вещь?
СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ, СЕМЬЕ – 1,2,3,4,5,8,9,17
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – 6,7, 10,11, 12,14, 18,19
СПОСОБНОСТЬ К АНАЛИЗУ, РАССУЖДЕНИЯМ – 13, 20, 21,22
ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ – 15,16.
ОЦЕНКА:
Каждый правильный ответ – 1 балл, правильный, но неполный
ответ 0,5 балла.Отдельно оцениваются следующие вопросы:
•
5 вопрос – ребенок вычислил, сколько ему будет лет – 1 балл,
называет год с учетоммесяцев – 3 балла (например мне 6 лет восемь
месяцев, через год будет 7 лет и восемьмесяцев)
•
8 вопрос – полный домашний адрес – 3 балла
•
15 вопрос – правильное применение школьной атрибутики – 1 балл
•
16 вопрос – положительный ответ – 1 балл
•
17 вопрос – правильный ответ – 3 балла
•
22 вопрос – правильный, адекватный ответ – 2 балла
Оценка результатов:
Высокий
уровень – 2429
баллов
Средний
уровень – 2023,5
балла
Низкий
уровень – от
19,5 и ниже
Тест «Нарисуй человека»
Попросите ребёнка нарисовать человека: «Возьми лист бумаги и нарисуй человечка.
Реши, кто это будет: мальчик, девочка, дядя, тетя».
В идеале это должна быть картинка фигуры человека, у которой есть
все части: уши, глаза, рот, туловище, шея, руки с пальцами, ноги,
нижняя часть туловища отделена от верхней.
Чем меньше деталей, тем примитивнее рисунок.
3
Тест «Повтори»
Напишите на нелинованном листе бумаги фразу письменными буквами:
«Ей дан чай». Инструкция может быть следующая: «Посмотри
внимательно, как нарисованы здесь буквы, попробуй написать их точно
так же».
Самый высокий балл можно дать, когда вы видите, полную схожесть
букв и образца. Конечно, буквы могут отличаться от оригинала, но
небольше чем в два раза.
А так же ребенок должен показать, что он увидел заглавную букву,
которая будет выше остальных.
Тест «Круг»
Нарисуйте циркулем на листе круг диаметром примерно 2,5 см.
Попросите ребенка аккуратно обвести его по контуру, неотрывая руки.
Если это задание выполнено успешно, то вы увидите точное воспроизведение
образца. Понаблюдайте, насколько грубые ошибки допущены в этой работе.
Если вы видите, что ребёнку многое дается с трудом, и тем более у него нет желания
– не стоит его заставлять. В конце концов, он просто не готов.
3
3
37
38
39
40
41
42
43
44
45
4
5
6
2
8