1 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3 Паспорт Программы развития на период 2023-2026 гг. …………………….....7 РАЗДЕЛ I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ДОУ……….11 1.1. Общая характеристика ДОУ………………………………………………....11 1.1.1. Основные сведения…………………………………………………………....11 1.1.2. Характеристика географических и социокультурных показателей………..11 1.1.3. Обеспечение безопасности жизни и деятельности………………………….12 1.2. Условия осуществления образовательного процесса……………………..13 1.2.1. Цели, задачи. Социальный заказ……………………………………………..13 1.2.2. Организация предметной образовательной среды………………………….14 1.2.3. Кадровый потенциал ………………………………………………………….16 1.3. Особенности воспитательно-образовательного процесса………………...18 1.3.1. Организация питания………………………………………………………….18 1.3.2. Охрана и укрепление здоровья……………………………………………….18 1.3.3. Социальный статус семей воспитанников…………………………………...19 1.3.4. Структура управления. Общественное самоуправление…………………..20 1.3.5. Социальное партнерство учреждения………………………………………..23 1.4. Результаты деятельности ДОУ………………………………………………25 1.4.1. Реализация годового плана работы…………………………………………..25 1.4.2. Образовательные результаты воспитанников ………………………………28 1.4.4. Работа ДОУ с родителями воспитанников…………………………………..30 1.5. Финансовые ресурсы………………………………………………………….30 1.6. Вывод……………………………………………………………………………31 РАЗДЕЛ II. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОУ…………………………………31 РАЗДЕЛ III. КЛЮЧЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ………………….32 3.1. Миссия, цель, задачи, целевые группы……………………………………..32 3.2. Этапы реализации и ожидаемые результаты………………………………34 РАЗДЕЛ IV. ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ..34 РАЗДЕЛ V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………………………………………………………………………… …39 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность разработки Программы развития МБДОУ «Детский сад №19«Лилия» обусловлена изменениями в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала дошкольного учреждения, обеспечение принципа индивидуализации при обеспечении психологопедагогического сопровождения каждого воспитанника. Программа развития МБДОУ «Детский сад №19 «Лилия» (далее ДОУ) на 2023-2026 гг. разработана на основе результатов внутренней системы оценки качества образования МБДОУ «Детский сад №29 «Лилия», в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития учреждения на среднесрочную перспективу. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа, как управленческий документ развития образовательной организации определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания. Программа, как проект перспективного развития ДОУ призвана: - обеспечить достижение целевых показателей Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на срок 2018 2025 годы (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642) и стратегических целей Национального проекта «Образование» в деятельности ОО; - обеспечить качественную реализацию государственного задания и всестороннее удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательных отношений; - консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательных отношений и социального окружения ДОУ для достижения целей Программы. 3 В основу реализации Программы положен современный программнопроектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы образовательной организации. Выполнение государственного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы образовательного учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты. Результатом работы ДОУ по направлениям является повышение эффективности работы образовательной организации, результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством образования. Основными приоритетами развития дошкольного образования в национальной образовательной инициативе названы: 1. Внедрение новых методов воспитания и развития, образовательных технологий, обеспечивающих освоение воспитанниками ООП ДОО. Повышение их мотивации и вовлечённости в образовательный процесс. 2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. 3.Создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. 4.Создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. 5. Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов педагогов образовательной организации. 6.Создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства). Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования, ДОУ представляет собой открытую и 4 развивающуюся систему. Основным результатом ее жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения. Необходимость введения данной программы, также обусловлена переходом на федеральную образовательную программу дошкольного образования, разработкой и внедрением новых подходов и педагогических технологий. Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи, и по мере возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причем степень их участия прямо пропорциональна степени их информированности и заинтересованности. Наиболее полезными формами совместной работы, с точки зрения родителей, являются: индивидуальные консультации и помощь семье, практические семинары, родительские собрания с открытыми показами мероприятий, совместные с родителями игровые мероприятия. В ходе сотрудничества, примерно большая часть родителей хотели бы повысить степень своей компетентности в знаниях о своем ребенке. Разрабатывая пути обновления образовательного процесса, учитывались запросы родителей, интересы детей, профессиональные возможности педагогов. Необходимость расширения спектра дополнительных образовательных услуг, по запросу родителей (законных представителей) детей, так же предусмотрена в обновленной Программе развития ДОУ, так как дети должны быть вовлечены в различные виды деятельности, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они, накапливая эмоционально чувственный опыт учатся придумывать, сочинять, понимать и осваивать новое быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. Исходя из выше сказанного, Программа развития предполагает проектную деятельность, которая отражает приоритетные направления развития учреждения. В целом она носит инновационный характер и направлена на развитие, а не только функционирование образовательного учреждения. Программа развития ДОУ является нормативной моделью совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса: администрации образовательного учреждения, педагогических работников, воспитанников и их родителей, социальных партнеров по совместной реализации образовательных программ, учредителя. Программа развития ДОУ как инструмент стратегического управления направлена на: - определение факторов, затрудняющих реализацию образовательной 5 деятельности ДОУ, и факторов, представляющих большие возможности для достижения поставленных целей развития ДОУ; - построение целостной концептуальной модели будущего дошкольного учреждения, ориентированного на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства в образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья, совместная деятельность с родителями (законными представителями) детей; - определение направлений и содержания инновационной деятельности учреждения; - формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового, научно-методического, кадрового и финансового) обеспечения, сопряжение его с целями и действиями деятельности ДОУ; - обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма всех субъектов образовательной деятельности ДОУ. Программа развития, способствуя формированию современного образовательного пространства ДОУ, не только определяет основные задачи образовательного учреждения на данном этапе, но и поможет выстроить концепцию развития, разработать проблемные направления, стратегические линии на будущее. Являясь одним из ключевых элементов нормативной системы управления образовательным учреждением, Программа развития имеет свою специфику и отличительные особенности. В ее структуру входят: анализ факторов, влияющих на состояние и изменение образовательной системы учреждения; анализ сильных и слабых сторон, возможностей и ограничений; проблемноориентированный анализ; цели и ожидаемые результаты Программы развития образовательного учреждения; действия по реализации целей; план-график реализации Программы развития; проект сметы расходов, мониторинг достижения планируемых результатов. Результатом проектной деятельности по реализации задач Программы развития должны стать существенные изменения образовательном процессе в целом – это изменения в целях, структуре, технологиях, кадрах, условиях и пр. Таким образом, разработка Программы развития образовательного учреждения в современных условиях достаточно актуальна, т.к. Программа развития - инновационный механизм, который призван помочь образовательному учреждению провести модернизацию своей образовательной деятельности в соответствии с установленными государственными, региональными и муниципальными требованиями к результатам образовательной деятельности. Авторы Программы развития оставляют за собой право вносить изменения и дополнения в содержание документа с учетом возможных законодательных изменений, финансовых корректировок и на основе 6 ежегодного анализа хода реализации мероприятий по развитию учреждения. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ на период 2023-2026 гг. Наименование Программы Программа развития МБДОУ «Детский сад №19 «Лилия» на 2023–2026 годы (далее Программа) Разработчики Творческий группа педагогических работников МБДОУ «Детский сад №19 «Лилия» по приказу заведующего от 09.12.2022 г. №272-1 «О создании творческой группы в ДОУ» Ответственный исполнитель Программы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Лилия» Документы, послужившие основанием для разработки программы развития 1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 3. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. 4. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п. 4.4 паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). 5. Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности». 6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). 7 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373. • Сведения о разработчиках Ответственные: Хайбуллаева Елена Анатольевна, заведующий МБДОУ «Детский сад №19 «Лилия» Рабочая группа в составе, утвержденном приказом МБДОУ «Детский сад №19 «Лилия» № 271-1/ОД от 09.12.2022 Основные этапы реализации Программы Аналитический этап (январь - март 2023) Реализационный этап (март 2023– май 2026) Итоговый этап (июнь – август 2026) Цель Программы 1. Повышение качества образовательных услуг в организации, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Модернизация материально-технической базы организации, цифровизация образовательной деятельности. 3. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного образования с учётом потребностей и возможностей детей. 4. Повышение безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации Комплексные задачи программы развития 1. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного образования и начального образования. 2. Цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе документооборота. 4. Создание открытой и доступной системы дополнительного образования для развития детских способностей с учетом первых признаков одаренности. 5. Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 6. Модернизация развивающей предметнопространственной среды и материально-технической базы организации. 8 7. Повышение безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей. 8. Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития детей. Основные направления развития организации 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ. 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей. 4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. 5. Совершенствование системы охраны труда. 6. Усиление антитеррористической защищенности организации. Срок реализации 4 года (2023 - 2026 годы) Порядок финансирован ия Средства субсидии на муниципальное задание. Целевые субсидии. Целевые индикаторы и показатели успешности реализации программы 1. Удовлетворенность 90 % участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. 2. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. 3. Благоприятные показатели физического, психического здоровья воспитанников. 4. Рост числа работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии. 5.Увеличение числа договоров о сотрудничестве с организациями города культурной, спортивной, художественной, творческой направленности. 9 Ожидаемые результаты Программы 1. Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. 2. Высокий процент выпускников ДОУ, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. 3. Расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей. 4. Максимальное раскрытие потенциальных возможностей детей в рамках системы выявления одаренных детей среднего дошкольного возраста через работу с программой «Одаренные дети». 5. Внедрение в педагогический процесс новых современных форм и технологий воспитания и обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в том числе в рамках цифровизации образования. 6. Повышение профессиональной компетентности педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными технологиями за счет прохождения повышения квалификации работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. 7.Построение современной комфортной развивающей предметно-пространственная среды и обучающего пространства в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 8.Разработанная программа психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 9.Отсутствие у организации замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности. Целевые группы Воспитанники в возрасте от 1 года до 8 лет, их родители (законные представители), трудовой коллектив, социальные партнеры. Порядок мониторинга реализации Программы Внутренний мониторинг качества дошкольного образования ежегодно. Форма – аналитический отчет-справка о результатах реализации программы развития. 10 Ресурсное обеспечение реализации Программы 1. Обеспечение образовательного процесса новыми методическими разработками и инновационными технологиями. 2. Кадровые ресурсы. 3. Материально-технические ресурсы. 4. Финансовые ресурсы. 5. Ресурсы родительской общественности, социальных партнеров. 11 РАЗДЕЛ I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ДОУ 1.1.1. 1.1. Общая характеристика ДОУ Основные сведения Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Руководитель Юридический адрес Фактический адрес Телефоны Адрес электронной почты Учредитель Дата создания Лицензия Устав Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19 «Лилия» Хайбуллаева Елена Анатольевна 624200, Свердловская область, г.Лесной,ул.Белинского,33 624200, Свердловская область, г.Лесной, ул.Белинского,33 (здание 1) 624200,Свердловская область, г.Лесной, ул.Победы, 24 (здание 2) (34342)48424, 41561 Dou19@edu-lesnoy.ru Городской округ «Город Лесной» 1960 год Регистрационный номер лицензии № Л035-01277-66/00196123.Дата предоставления лицензии 20.02.2012 Утвержден постановлением главы администрации ГО «Город Лесной №1449 от 28.11.2022 г 1.1.2. Характеристика географических и социокультурных показателей Здания МБДОУ «Детский сад № 19 «Лилия» расположены в жилом районе города вдали от производственных предприятий и торговых мест. Здания детского сада построены по типовым проектам. Территория обоих зданий детского сада имеет ограждение и разбита на следующие участки: Здание по ул. Белинского,33 -5 прогулочных участков, соответствующих СанПиН, оборудованных малыми архитектурными формами; -Хозяйственная зона. Здание по ул. Победы,24 Физкультурная площадка; 4 прогулочных участка, соответствующих СанПиН, оборудованных малыми архитектурными формами; Хозяйственная зона. 12 Растительный покров разнообразен, благоустроен цветниками и кустарниками. Ветровой режим и шумовой фон на игровых прогулочных участках умеренный. Общая площадь территории ДОУ, составляет 8653 кв. м., из них площадь прогулочных участков и физкультурной площадки составляет-1732 кв.м. Площадь зданий помещений- 1625 кв.м,из них 757.8 кв.м используется для учебных и воспитательных целей. Два двухэтажных здания предполагают 9 групповых ячеек, в каждом здании есть зал для музыкальных и спортивных занятий, оборудованные пищеблоки, медицинские кабинеты и прачечная (Белинского,33). Детский сад имеет холодное и горячее водоснабжение, центральное отопление. Детский сад не имеет площадей, сданных в аренду. Детский сад функционирует в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями. Время пребывания детей - с 7.00 до 19.00 (12 часов). Правила приема в МБДОУ разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 № 293 с изменениями и дополнениями от 21.01.2019 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» и «Правилами приема детей в МБДОУ «Детский сад №19 «Лилия». Образовательные учреждения, находящиеся рядом с детским садом - МБДОУ Детский сад №2 «Красная шапочка»; -ГБОУ СО «Школа №1 города Лесного»; -МАОУ «Лицей». 1.1.3. Обеспечение безопасности жизни и деятельности детей В детском саду систематически отслеживается: состояние оборудования, мебели и игрушек в групповых ячейках; режим освещения в игровых ячейках и кабинетах; санитарное состояние всех помещений МБДОУ и его территории; соблюдение режимных моментов, организация двигательного режима. Приняты меры по обеспечению условий безопасного пребывания детей в образовательном учреждении. Оборудована АПС, оформлены договоры с соответствующей организацией, имеются первичные средства пожаротушения. Издан приказ об обеспечении пожарной безопасности и назначении ответственных лиц, утверждены инструкции действий при возникновении пожара, список лиц, осуществляющих инструктаж и практические занятия по отработке плана эвакуации. Имеется паспорт антитеррористической защищенности детского сада, паспорт дорожной безопасности, декларация пожарной безопасности. Проводятся учебные эвакуации людей из МБДОУ. Установлены кнопки тревожной сигнализации в обоих зданиях, имеются 7 уличных и 2 внутренних видеокамеры (Победы,24), 6 уличных и 2 13 внутренних видеокамеры (Белинского,33). Охрана территории и зданий учреждения осуществляется работниками ЧОП «Добрыня». В МБДОУ организован пропускной режим, ведётся контроль за лицами, заходящими на территорию и в помещения образовательной организации. В ночное время территория МБДОУ освещена и регулярно осматривается на предмет безопасности, подъездные пути закрыты. В целях предупреждения несчастных случаев с воспитанниками в образовательном учреждении проводится комплекс профилактических мероприятий: беседы, занятия, консультации со всеми субъектами образовательного пространства. Медицинские кабинеты оснащены необходимым медицинским оборудованием, имеется санитарно-эпидемиологическое заключение на медицинскую деятельность. Ежегодно учреждение проходит проверку готовности к новому учебному году без замечаний. 1.2. Условия осуществления образовательного процесса 1.2.1. Цели, задачи. Социальный заказ Социальный заказ на услуги детского сада направлен на развитие личности ребенка с учетом его психофизического состояния и индивидуальнотипологических возможностей, а также на подготовку ребенка к школе. Основная цель «Создание единого пространства «семья – детский сад», в котором всем участникам образовательного процесса будет уютно, интересно, безопасно и полезно» достигнута. Образовательная деятельность ведется на основании утвержденной основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №19 «Лилия», которая составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования, с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами, с учетом недельной нагрузки. Целевые ориентиры основной образовательной программы (ООП) выступают основаниями преемственности дошкольного и начального образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. В старших дошкольных группах используется парциальная программа: 14 1.Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева. В целях активизации развивающих видов деятельности в детском саду реализуются дополнительные образовательные услуги. Программы дополнительного образования направлены на развитие: Познавательных, умственных, художественных способностей дошкольников на основе соответствующих кружков, студий дополнительного образования «Школа будущего первоклассника», «Читай-ка», «Театруля», «Карапузики в искусстве», «Тили-тили тесто» «Пирамидка», «Юный конструктор», «В гостях у сказки», «Экспериментальная лаборатория», «Теремок сказок». физических способностей на основе соответствующего кружка дополнительного образования «Здоровячок» Работа кружков и студий, проходит один раз в неделю от 20-30 минут (в зависимости от возраста детей) в виде различных интеллектуальноразвивающих игр, продуктивной деятельности. Обучение детей осуществляется в единой системе общего и дополнительного образования на основе взаимосвязи, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей. ДОУ создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Основу организации образовательной деятельности во всех группах составляет комплексно-тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью. Решение программных задач осуществляется в течение всего пребывания детей в детском саду в разных формах совместной деятельности взрослых и детей и в самостоятельной детской деятельности. 1.2.2. Организация предметной образовательной среды Созданная материально-техническая база и предметно-развивающая среда МБДОУ соответствуют всем санитарно-гигиеническим требованиям. Познавательное и социально-личностное развитие ребенка осуществляется в групповых комнатах, где есть центры: речевого развития – детские книги с учетом возраста, игрушки для обыгрывания литературных произведений, иллюстрации к детским произведениям, иллюстрации по обобщающим понятиям (овощи, фрукты), сюжетные картинки, подборки иллюстраций по темам: времена года, семья, животные птицы; музыкального развития – музыкальные игрушки, магнитофон, детские музыкальные инструменты (бубен, колокольчики, погремушки, барабан, дудочка, металлофон, деревянные ложки, гармошка, маракасы), 15 фотографии детских композиторов, аудиозаписи: детские песни, сказки, звуки природы; познавательного развития – самообучающие или составные игрушки требующие соотнесения размеров, форм, цветов разных деталей, геометрические плоскостные фигуры и объемные формы ( куб, круг, квадрат), картинки с изображением последовательности событий, предметные и сюжетные картинки (одежда, посуда, овощи), мелкая и крупная геометрическая мозаика, матрешки 3- х, 4 – х составные, пирамидки на конусной основе из уменьшающихся по размеру колец, сборные – разборные игрушки, наборы разрезных картинок, материалы на развитие мелкой моторики (бусы, шнуровки), вкладыши геометрических фигур животных, игрушек, настольно – печатные игры, кубики с предметными картинками, набор для забивания «молоточек», парные картинки, магнитная доска, магнитный мольберт; конструирования - мягкие крупные модули, фигурки для обыгрывания построек (домашние животные, насекомые, динозавры), настольные деревянные и металлические конструкторы; лего-конструкторы; центр природы – природный материал (шишки, каштаны, перышки, ракушки, камушки), комнатные растения, календарь природы по временам года, витаминный огород (выращивание зеленого лука), материалы для развития трудовых навыков (лейки, лопатки), иллюстрации с изображением деревьев, кустарников, цветов, иллюстрации с изображением зверей (домашних, диких, насекомых, птиц), серии тематических картин «Времена года», «Животные и их детеныши», «Обитатели леса» и др; центр театра – театр настольный, пальчиковый, игрушки-забавы, маски и шапочки животных; центр физического развития – оборудование для ходьбы: массажные дорожки, мячи, скакалки, кегли, кольцебросс, султанчики, флажки; центр художественно – эстетического развития: альбомные листы для рисования, карандаши, фломастеры, трафареты, восковые мелки, пастель, гуашь, пластилин, кисти; центр игры – детская мягкая мебель, стол для парикмахерской, кухня, обеденные столики и стулья для кукол, магазин, гараж, парковка, стройка, кроватки для кукол, коляски, каталки, большие машины и др. «Уголок уединения»- ширмы, домики, шатры, мягкие подушки, телефоны, куклы, массажные мячи, клубочки с разноцветными нитками. Во всех группах детского сада созданы условия для разнообразных видов активной деятельности детей – игровой, познавательной, трудовой, творческой и исследовательской. Группы имеют достаточное количество игрушек, настольных игр и пособий в соответствии с возрастными особенностями детей. Эстетическое оформление групповых комнат способствует благоприятному психологическому климату, эмоциональному благополучию детей. 16 Двигательная деятельность осуществляется в залах, на физкультурной площадке, на групповых участках и на территории детского сада. Занятия по дополнительному образованию физкультурнооздоровительной направленности «Здоровячок», социально-педагогической направленности «Теремок сказок» и «В гостях у сказки» проводятся в зале ДОУ во второй половине дня. Занятия по дополнительному образованию по программам социальнопедагогической направленности «Читай-ка» и «Школа будущего первоклассника» проводятся в специально-оборудованном кабинете во вторую половину дня. Занятия по дополнительному образованию социально-педагогической направленности «Театруля», «Юный конструктор», «Пирамидка», «Экспериментальная лаборатория» ,занятий художественной направленности «Карапузики в искусстве», «Тили-тили тесто» проводятся в групповых помещениях во второй половине дня. Программно-методическое обеспечение педагогов осуществляется в методическом кабинете, где имеется необходимая литература, наглядные пособия по всем направлениям деятельности ДОО. 1.2.3. Кадровый потенциал Детский сад укомплектован педагогами на 81 процент согласно штатному расписанию. Всего работает 17 педагогов, из них 16 воспитателей и 1 специалист. Соотношение воспитанников, приходящихся на 1 взрослого: воспитанник/педагоги – 5,6/1; воспитанники/все сотрудники – 2,5/1. Диаграммы с характеристиками кадрового состава детского сада Возрастной ценз педагогических работников в 2022 г. 17 1, 6% 1, 6% 2, 12% 30-34 г 3, 17% 35-39 л 40-44 г. 2, 12% 45-49 л. 50-54 г. 2, 12% 55-59 л. 60-64 г. 6, 35% Образовательный ценз педагогических работников в 2022 г. 1, 6% 3, 18% высшее средн-проф. нач-проф 13, 76% Стаж работы педагогических работников в 2022 г. 18 3, 18% 2, 12% 10-15 л 15-20 л. 20 и более 12, 70% Одним из важных условий достижения эффективности результатов является сформированная у педагогов потребность в постоянном, профессиональном росте. Уровень своих достижений педагоги доказывают, участвуя в мероприятиях разного уровня (учреждения, город, область), а также при участии в интернет конкурсах федерального и международного уровней. 1.3. Особенности воспитательно-образовательного процесса 1.3.1. Организация питания Правильное питание - это основа длительной и плодотворной жизни, залог здоровья. Поэтому в плане работы детского сада вопрос о правильном питании занимает одно из важнейших мест. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке. Пищеблоки на 67% укомплектованы кадрами. Помещения пищеблоков размещается на первых этажах. Санитарное состояние пищеблоков соответствует требованиям Сан ПиН. Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков. Имеется четырех-недельное меню для пятиразового питания в день. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Продукты, включенные в питание разнообразны. Суммарные объемы блюд по приемам пищи (в граммах) соответствуют новым нормам. Гигиенический журнал сотрудников изменен по рекомендуемому образцу в СанПин. 19 1.3.2. Охрана и укрепление здоровья детей Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Охрана здоровья детей, его укрепление – предмет заботы всего коллектива ДОУ. Имеется нормативно – правовая база: утверждены и реализуются локальные акты по сохранению и укреплению здоровья детей. Это Положение об охране жизни и здоровья детей, Положение о режиме занятий воспитанников, Положение о контроле за состоянием здоровья детей. Образовательный процесс ДОУ имеет здоровьесберегающую направленность – воспитание и обучение детей ведется в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; соответствует возрастным и индивидуальным возможностям детей, способствует усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни, в котором используются адекватные им технологии развития и воспитания. Выполняются санитарногигиенические требования, рациональный режим дня (для холодного и теплого времени года) и сетка занятий в соответствии с требованиями СанПиН . Для всех возрастных групп с учетом здоровья детей разработаны планы мероприятий, направленные на укрепление здоровья детей. Основными формами оздоровительной работы являются: – двигательный режим: утренняя гимнастика, физкультминутки, динамические паузы, прогулки, занятия физической культуры, дни и недели здоровья, спортивные праздники, спортивные секции, кружки, спортивные развлечения; – оздоровительные мероприятия: воздушные ванны, обширное умывание и полоскание полости рта круглый год; игры с водой, контрастное обливание ног, босохождение в летний период; соблюдение питьевого режима, прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика и гимнастика после сна; дни здоровья, целевые прогулки и походы; спортивные праздники, досуги и развлечения; луковая и чесночная терапия, закаливание. Профилактические осмотры детей: проведение антропометрии 2 раза в год (октябрь, апрель) осмотр детей на педикулез (еженедельно) организация обследования на гельминты. организация туберкулино-диагностики воспитанников с выявлением детей группы риска по заболеванию туберкулезом, направление на обследование к фтизиатру. Диспансеризация детей Проведение плановых профилактических осмотров всех воспитанников: привлечение специалистов: невролога; офтальмолога; отоларинголога; 20 стоматолога; хирурга; акушер-гинеколога педиатра Физкультурно-оздоровительная работа направлена на: решение программных задач физического воспитания и развития; обеспечение двигательного режима и активности; сохранение и укрепление психического здоровья. 1.3.3. Социальный статус семей воспитанников С целью создания единого пространства «семья - детский сад» была проделана работа по изучению потребностей и запросов семей, а также их социального статуса. По результатам анкетирования был составлен социальный портрет семей воспитанников групп детского сада и выявлена необходимая информация для планирования и организации психопрофилактической деятельности в ДОУ. Характеристика групп МБДОУ «Детский сад №19 «Лилия» Характеристика групп по гендерному составу Всего человек мальчиков девочек 96 49 47 Характеристика семей по составу Состав семей Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Полная 82 90 % Неполная с матерью 9 10% Неполная с отцом Оформлено опекунством Родитель-инвалид 2 2,2% Характеристика семей по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Один ребенок 31 34% Два ребенка 36 40% 21 Многодетные Малообеспеченные Дети, имеющие иностранное гражданство 24 4 26% 4,4% 1.3.4. Структура управления. Общественное самоуправление Управление детским садом осуществляется в соответствии с действующим законодательством и Уставом ДОУ. Управление детским садом строится на принципах единоначалия и коллегиальности. Коллегиальными органами управления являются: Общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, родительский комитет. Единоличным исполнительным органом является руководитель – заведующий. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления ДОУ, принятия ими решений устанавливаются Уставом ДОУ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наименование органа Заведующий Родительский комитет Функции Контролирует работу, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Детским садом Рассматривает вопросы: − содействие руководству ДОУ в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья, свободного и гармоничного развития личности ребенка; - оказывает содействие в проведении массовых воспитательных мероприятиях с детьми; - принимает участие в обсуждении локальных актов ДОУ по вопросам, относящихся к полномочиям Родительского комитета. 22 Педагогический Осуществляет текущее руководство образовательной деятельностью детского сада, в том числе рассматривает совет вопросы: – развития образовательных услуг; – регламентации образовательных отношений; – разработки образовательных программ; выбора учебных пособий, средств обучения и воспитания; – материально-технического обеспечения образовательного процесса; – аттестации, повышения квалификации педагогических работников; Общее собрание Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: трудового – участвовать в разработке и принятии коллективного коллектива договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; – принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; – разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; 23 В ДОУ осуществляет деятельность инспектор по защите прав детей. Цель его работы: обеспечение защиты прав ребенка. Таким образом, в ДОУ реализуется возможность участия в управлении детским садом всех участников образовательного процесса. Заведующий 24 детским садом занимает место координатора основных направлений деятельности. 1.3.5. Социальное партнерство учреждения Детский сад использует разнообразные формы социального партнерства с различными организациями города Лесного, как образовательной направленности, так и социально-культурными учреждениями. Согласно Закону РФ «Об образовании» приоритет воспитания ребенка отдан семье. Социальные институты, такие как ДОО и школы призваны помочь семье, поддержать, направить и дополнить семейную воспитательную деятельность. Организация социокультурной связи позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Сотрудничество с каждым социальным партнером строится на договорной основе с определением конкретных задач и конкретной деятельности. Учреждения Музейно-выставочный комплекс Центральная городская детская библиотека им. А.П.Гайдара ФГБУЗ Центральная медикосанитарная часть №91, Детская поликлиника Дом творчества и досуга «Юность» Задачи, решаемые в совместной работе - развитие у детей первичных знаний об истории родного края - приобщение детей к русской национальной культуре - обеспечение для развития представлений об окружающем мире - приобщение детей к чтению художественной литературы - формирование у детей ценностных ориентиров, путем знакомства с культурой и традициями родной страны и интереса и потребности в чтении книг - развитие литературной речи и расширение кругозора детей - сохранение и укрепление здоровья детей, оказание лечебно-профилактической помощи детям, анализ заболеваемости - контроль за физическим развитием детей - воспитание желания публичного представления своего творчества, его значимости - создание благоприятной социальной ситуации развития ребенка в соответствии с его возрастными особенностями и склонностями 25 ОГИБДД ОМВД России по ГО «Город Лесной» ФГКУ «Специальное управление ФПС №6 МЧС России» Родительская общественность - приобщение детей к социальнокультурным нормам, традициям общества и государства - профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения - формирование умения реально оценивать возможную опасность - знакомство с профессией пожарного - воспитание чувства осторожности и самосохранения, привитие навыков поведения при возникновении пожара - родительские собрания, тренинги, семинары; - совместные досуговые мероприятия детей и родителей, спортивные праздники, развлечения, театрализованные постановки; - семейные вернисажи; Существенным признаком качества современного дошкольного образования является налаживание взаимодействия с семьями воспитанников, включение родителей в образовательный процесс как равноправных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей и детского сада. В основу совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье. В детском саду функционируют официальный сайт и группа ВК. Целевая аудитория сайта и группы ВК – все субъекты образовательных отношений. Цели: ̶ поддержка процесса информатизации путем развития единого информационного пространства образовательной организации; ̶ презентация образовательного учреждения на Интернет-ресурсах 26 Задачи: обеспечение открытости образовательной организации; реализация прав субъектов образования на доступ к открытой информации при соблюдении норм профессиональной этики педагогической деятельности и норм информационной безопасности; информирование общественности о развитии и результатах уставной деятельности образовательного учреждения, внутренних и внешних событиях МБДОУ. 1.4. Результаты деятельности ДОУ 1.4.1. Реализация годового плана Информационно-аналитическая справка о выполнении годового плана 2019-2020 уч. года В 2019-2020 учебном году основная деятельность ДОУ была направлена на достижение следующей цели и задач. Цель работы педагогического коллектива на 2019-2020 учебный год. Построение образовательной деятельности на основе современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие различных форм инициативы, активности и самостоятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Задачи педагогического коллектива на 2019-2020 учебный год. I. продолжить работу по созданию условий и внедрению инновационных технологий (ИКТ, ТРИЗ, игровые технологии), для повышения профессиональной компетенции педагогов. II. внедрять в работу ДОУ эффективные формы сотрудничества педагогов с семьями воспитанников для обеспечения психолого-педагогической поддержки и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. III. Развивать у детей самостоятельность и инициативу, через совершенствование навыков общения и взаимодействия со сверстниками. Вывод: итоговые данные показывают, что основные годовые задачи были выполнены, но многие мероприятия, запланированные на март - май не состоялись, в связи с эпидемиологической ситуацией в стране. Данные мероприятия были включены в годовой план на следующий учебный год. В период с 6 апреля по 29 мая 2020 года деятельность детского сада была приостановлена в соответствии: с Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочими днями»; 27 Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; постановлением губернатора Ярославской области С целью обеспечения методической и консультативной помощи родителям педагогический коллектив ДОО организовал с ними дистанционную работу, а также дистанционные занятия с детьми по всем направлениям развития. Работа проводилась с учетом годовых задач, в соответствии с годовым планом работы ДОО и комплексно-тематическим планированием на 2019/20 учебный год. Ресурсы, которые использовали Воспитатели и специалисты детского сада использовали разные ресурсы: сайт, родительские группы в ВК и в WatsApp, (в каждой возрастной группе); На сайте детского сада был создан раздел «Не скучаем вместе». Педагоги разместили в этом разделе перечень ссылок на различные сайты по вопросам развития, воспитания, оздоровления детей дошкольного возраста, которыми родители могли воспользоваться по своему усмотрению. Виды детской деятельности, которые провели дистанционно В рамках дистанционной работы с детьми педагоги и специалисты детского сада организовали разные виды деятельности: игровую деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора; познавательную деятельность; изобразительную деятельность (рисование, лепку); музыкальную деятельность (слушание музыки, пение); двигательную деятельность (утренняя гимнастика, танцевальный флешмоб). Обратная связь с родителями В течение всего периода дистанционной работы педагоги и специалисты детского сада обеспечивали обратную связь с родителями: отвечали на вопросы, давали индивидуальные рекомендации. По результатам всех мероприятий, в которых участвовали дети и родители, педагоги оформляли фотоотчеты и размещали их в социальных сетях и на сайте ДОО. Вывод: в период с апреля по май 2020 года педагоги ДОО оказывали родителям консультативную помощь по вопросам организации занятий, игр и досуга ребенка в домашних условиях, дистанционно провели консультации, акции, конкурсы и флешмобы. Освоили работу в мессенджерах, социальных сетях. С учетом успехов и проблем, которые возникли в процессе работы, намечены задачи на 2020/21 учебный год: создать электронный банк образовательных ресурсов, продолжать 28 использовать новый формат взаимодействия с семьями воспитанников, повышать ИКТ-компетентность педагогов. Информационно-аналитическая справка о выполнении годового плана 2020-2021 уч. года В 2020-2021 учебном году основная деятельность ДОУ была направлена на достижение следующей цели и задач. Целью образовательного процесса: обеспечение эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей (законных представителей), детей для всестороннего развития личности дошкольников, сохранения и укрепления их физического и эмоционального здоровья. Продолжение планомерной работы по повышению профессионального и квалификационного уровня педагогов. Ведущие цели Образовательной программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Решались следующие задачи: 1. Продолжить работу по созданию условий и внедрению цифровых технологии в работу с детьми, родителями, педагогами, изменив приоритеты в повышении квалификации педагогов, развитию практики удаленной работы. 2. Обеспечить своевременное и эффективное речевое развитие дошкольников, как средства общения, познания, самовыражения, и как следствие успешной подготовки к обучению в школе. 3. Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников, формировать индивидуальные творческие способности, через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности. ВЫВОД: Анализ работы педагогического коллектива за 2020-2021 учебный год показал, что в целом результаты хорошие, основные направления этого учебного года считаются выполненными. Результаты мониторингового исследования уровня развития образовательного процесса показали, что по всем областям программы произошли позитивные изменения. Данные результаты были достигнуты благодаря использованию разнообразных видов деятельности, их интеграции, вариативности использования образовательного материала; творческой организации воспитательно-образовательного процесса. Подводя итоги за прошедший учебный год можно сказать, что цель и задачи, поставленные перед педагогами ДОУ, выполнены. 29 Информационно-аналитическая справка о выполнении годового плана 2021-2022 уч. года Работа коллектива в 2021-2022 учебном году была направлена на решение следующих задач: 1.Продолжать работу ДОУ по сохранению и укреплению здоровья посредством создания условий для формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у всех участников образовательных отношений. 2.Совершенствовать взаимодействие участников образовательных отношений через игровую деятельность как основу социально-коммуникативного, эмоционального и творческого развития дошкольников: формирование РППС в условиях реализации инновационной деятельности ДОУ; создание центров игровой поддержки дошкольников. 3.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через прохождение курсовой подготовки по работе с детьми в соответствии с ФГОС ДО. 4. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение их к истокам народной культуры и истории родного края. ВЫВОД:. Подводя итоги за прошедший учебный год можно сказать, что цель и задачи, поставленные перед педагогами ДОУ, выполнены. Анализ всех направлений деятельности, результаты оценки качества образования показывает, что ДОУ является стабильной образовательной организацией, функционирующей на достаточно высоком профессиональном уровне и способной к развитию в условиях современных требований. Работоспособный творческий коллектив формирует новую образовательную среду в соответствии с ФГОС ДО, гибко реагирует на меняющиеся запросы родителей, выстраивает отношения с социальными партнерами для привлечения дополнительных образовательных ресурсов. 1.4.3. Образовательные результаты воспитанников Уровень развития детей анализируется по диагностики. Формы проведения диагностики: итогам педагогической В детском саду разработаны диагностические карты освоения основной образовательной программы дошкольного образования Детского сада (ООП Детского сада) в каждой возрастной группе. Карты включают анализ уровня развития воспитанников в рамках целевых ориентиров дошкольного образования и качества освоения образовательных областей. Так, результаты 30 качества освоения ООП воспитанников Детского сада на конец 2021 года выглядят следующим образом: Уровень развития воспитанник ов в рамках целевых ориентиров Качество освоения образовательных областей Выше нормы Норма Ниже нормы Кол % -во Кол % -во Кол % Кол % -во -во воспитаннико в в пределе нормы Итого 45 36, 72 6 58, 6 5 4, 123 95,1 9 43 35, 77 0 62, 3 6 2, 123 97,6 4 В мае 2021 года педагоги Детского сада провели обследование воспитанников подготовительной группы на предмет оценки сформированности предпосылок к учебной деятельности в количестве 20 человек. Задания позволили оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности: возможность работать в соответствии с фронтальной инструкцией (удержание алгоритма деятельности), умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение следующего, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа, целенаправленности деятельности и самоконтроля. Результаты освоения основной образовательной программы показал, что уровень овладения детьми знаниями по всем образовательным областям достаточный. Это достигается за счет грамотной, профессиональной работы педагогов, качественного проведения образовательной деятельности, индивидуального подхода к каждому воспитаннику, постоянно обновляемой развивающей предметно-пространственной среды, формирования положительного отношения детей и родителей к деятельности детского сада, а также сотрудничества и партнерского взаимодействия. 31 1.4.4. Работа ДОУ с родителями воспитанников Детский сад проводит планомерную работу с родителями, целью которой является создание единой команды педагогов и родителей для обеспечения непрерывности дошкольного образования в ДОУ и семье. При этом решаются следующие задачи: – повышение педагогической культуры родителей; – изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания; – приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: единый подход к процессу воспитания ребёнка; открытость дошкольного учреждения для родителей; взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу; дифференцированный подход к каждой семье. Работа с родителями строится согласно годовому планированию. В течение года проводятся общие и групповые собрания, на которых обсуждаются вопросы: по ознакомлению с целями и задачами образовательного процесса в учреждении; организации физкультурно оздоровительной работы; результаты подготовки детей к школе и др. Родители принимают участие в жизнедеятельности учреждения: оказывают посильную помощь в оборудовании групп, в оформлении совместных творческих выставок, готовят поделки к конкурсам, участвуют в различных акциях. В групповых уголках для родителей размещаются консультативные материалы по всем разделам программы и в соответствии с годовым планом ДОУ, имеются подборки методических рекомендаций. 1.5. Финансовые ресурсы Согласно муниципальному заданию, детский сад финансируется из областного и муниципального бюджета и распределяется следующим образом: заработная плата сотрудников; расходы на содержание детей в ДОУ; расходы на коммунальные платежи и содержание здания. обеспечение образовательного процесса; Бюджет ДОУ пополняется внебюджетными средствами, полученными за счет родительской платы, добровольных пожертвований ,доходов от платных образовательных услуг. Данные финансовые средства направлены на: 32 питание детей; расходы на коммунальные платежи и содержание здания. моющие и дезинфицирующие средства; материально-техническое обеспечение образовательного процесса; ремонт оборудования и т.п. 1.6. Вывод Анализ деятельности детского сада за 3 года показал, что учреждение имеет стабильный уровень функционирования. В результате управленческой деятельности наиболее успешными направлениями можно обозначить следующие показатели: нормативно-правовая база приведена в соответствие с действующим законодательством РФ; созданы необходимые организационные, материально - технические и мотивационные условия для всех субъектов образовательного процесса; достигнуты ожидаемые результаты в развитии образовательной системы МБДОУ; повысился уровень профессиональной компетентности сотрудников МБДОУ; степень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых услуг составляет 87 %. РАЗДЕЛ II. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОУ Актуальность разработки программы развития обусловлена модернизацией системы образования Российской Федерации, а именно выход новых нормативных документов, диктующих основные положения и нормы функционирования современного детского сада. Ключевая идея развития детского сада ориентирует коллектив на создание качественного образовательного пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей). Качественное внедрение ФГОС ДО в образовательном процессе требует комплекса мероприятий по обновлению содержания и выбору технологий в образовательный процесс. Предстоит дальнейшая работа по перестроению сознания педагогов с учебно-дисциплинарной модели 33 построения образовательного процесса и общения с детьми на модель личностно-ориентированную. Современный педагог должен обладать многими качествами: компетентность, творчество, гуманность, нравственность, обладать точными знаниями современных педагогических технологий и умело их применять в своей работе. Основной вектор деятельности ДОУ направлен на развитие индивидуальных личностных ресурсов ребенка, его творческих способностей и ведущих психических качеств. Личностноориентированный подход в центр образовательной системы ставит личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. РАЗДЕЛ III. КЛЮЧЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ Гипотеза: ребенок должен найти свое место в жизни, реализовать свои возможности, научиться пользоваться достижениями других людей, используя опыт, накопленный другими и свой личный, во благо себе и окружающему миру. 3.1. Миссия, цель, задачи, целевые группы Миссия детского сада заключается в создании условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательного процесса по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностноориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка с учетом его психофизиологических особенностей и индивидуальных способностей. Миссия ДОУ 1. По отношению к социуму: быть конкурентоспособным ДОУ, предоставляющим доступные качественные образовательные услуги, удовлетворяющие потребностям социума и государства. 2. По отношению к коллективу ДОУ: создание условий для профессионального, творческого и личностного роста сотрудников, обеспечение комфортного нравственно-психологического климата. 3. По отношению к детям: создание благоприятных условий развития детей независимо от их стартовых возможностей, развития способностей творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим 34 собой, другими детьми, взрослыми и миром через инклюзивное, вариативное и дополнительное образование. 4. По отношению к родителям: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Ключевые приоритеты развития детского сада до 2026 года: эффективная реализация программы развития, обеспечивающая условия для развития способностей ребенка, приобщение его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств социально ориентированной личности, обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие; применение критериев оценки образовательной деятельности детей через поэтапное введение интегральной системы оценивания, внедрение современных методик определения результативности в развитии детей (ВСОК ДО); обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. построение личностно-ориентированной системы образования и коррекционной помощи, как мобильной, гибкой и вариативной; расширение участия коллектива, родительского актива и представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и управленческих решений относительно деятельности детского сада; создание системы поддержки способных и одаренных детей и педагогов через конкурсы разного уровня, проектную деятельность; усиление роли комплексного психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса; повышение профессионального мастерства педагогов. Целью программы является повышение конкурентных преимуществ детского сада в быстро меняющихся условиях жизни. Поставленная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач: сформировать нормативно-правовую и материальную базу ДОУ, соответствующую инновационной деятельности; 35 обеспечить качество дошкольного образования через: качество управления (эффективный менеджмент) и качество содержания (эффективную деятельность); расширить спектр качественных образовательных, информационноконсультативных услуг; продолжить формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности; внедрить в практику детского сада новые формы работы с родителями и воспитанниками, в том числе цифровизацию; расширить взаимодействие с образовательными, спортивными организациями и организациями сферы культуры; проводить ежегодный внутренний мониторинг качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО; организовать процесс получения дополнительного образования всех категорий детей от 1 года до 8 лет на базе ДОУ; Целевые группы Программы воспитанники в возрасте от 1 до 8 лет, их родители (законные представители), трудовой коллектив, социальные партнеры. 3.2. Этапы реализации Программы и ожидаемые результаты 1. Аналитический этап (январь - март 2023). Изучение необходимой информации и анализа деятельности ДОУ за 5 лет. Разработка документов, направленных на методическое, кадровое и информационное обеспечение развития детского сада. 2. Реализационный этап (апрель 2023 – май 2026). Реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы, промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы, корректировка программы. Разработка механизмов повышения качества образования в ДОУ через долгосрочный проект «Маленькая территория – большие возможности» (корректировка пакета нормативно-правовых актов, создание информационного банка методического и диагностического материала). 3. Итоговый этап (июнь – декабрь 2026). Составляется анализ деятельности учреждения за 5 лет: итоговый мониторинг реализации мероприятий программы, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение 36 перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития. РАЗДЕЛ IV. ПЛАНИРОВАНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Планирование реализации программы развития представляет собой конкретизацию спроектированных в программе принятых решений, и отражает кратковременные или долгосрочные цели и пути их достижения через: Организационно-педагогические мероприятия: 1. Педагогические советы. 2. Семинары-практикумы. 3. Конференции. 4. Родительские собрания. 5. Работа родительской общественности. 6. Финансово-экономическая деятельность, хозяйственная деятельность, направленная на создание условий для педагогического процесса. 7. Совещания при руководителе. 8. Организационная деятельность. Учебно-методическую деятельность педагогов: 1. Повышение квалификации. 2. Аттестация педагогов. 3. Работа с молодыми педагогами. 4. Работа над педагогическим выгоранием. 5. Организация самообразовательной работы педагогов. Систему внутреннего контроля качества ДОУ в соответствии с мониторингом качества дошкольного образования (МКДО): 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Образовательные ориентиры; Образовательная программа; Квалификация педагогов; Содержание образовательной деятельности; Организация образовательного процесса; Образовательные условия; Условия получения дошкольного образования детям с ограниченными возможностями; 37 8. 9. 10. 11. 12. Взаимодействие с родителями; Создание безопасных условий для воспитанников и сотрудников ДОУ; Организация питания детей и работников ДОУ; Охрана и укрепление здоровья детей и сотрудников ДОУ; Управление и развитие детского сада. Мероприятия по актуализации локальных нормативных актов ДОУ Вызов среды. Проблема. В 2022 году существенно изменилась нормативная база, которая регулирует деятельность детского сада. Много нормативных документов уже вступило в силу, значительное количество вступит в силу в первой половине 2023 года. В связи с этим устарела большая часть локальных нормативных актов детского сада. Перспективы развития. Необходимо создать рабочую группу для актуализации локальных нормативных актов детского сада в составе: заведующего, заместителя заведующего, делопроизводителя. Поручить членам рабочей группе провести ревизию локальных нормативных актов детского сада и подготовить проекты их изменений. Срок – до февраля 2023 года. Возможные риски. Несвоевременное внесение изменений в локальные акты, в связи с текучей загруженностью работников. Мероприятия по обеспечению качества дошкольного образования через: качество управления и качество содержания Вызов среды. Проблема. Время требует обновление содержания, форм и методов управления развитием ДОУ. Обостряется проблема профессионального выгорания педагогических кадров. 38 Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических и проектировочных умений ряда педагогов не позволяет им достойно представить опыт своей работы. Перспективы развития. Качество образовательной деятельности напрямую зависит от качества работы педагогов ДОУ. Единственный способ улучшить результаты образования – улучшить качество работы педагогов, совершенствовать условия для проведения образовательной деятельности. Часть педагогов имеют потенциал к работе в инновационном режиме, они участвуют в работе временных творческих групп, в конкурсах профессионального мастерства, обобщают свой опыт работы, внедряют в образовательный процесс новинки педагогической науки и практики. Именно эти педагоги, готовые к повышению своей компетентности, аттестации на более высокую квалификационную категорию, смогут составить инновационный стержень учреждения и, как следствие, обеспечить максимально возможное качество образовательной услуги. Необходимо обратить внимание на формирование управленческих компетенций администрации ДОУ и педагогических работников по вопросам эффективного управления в современных условиях. Сделать акцент на проектную деятельность команд ДОУ, созданных по принципу «умеешь сам – научи другого». Руководителю необходимо проанализировать качество работы каждого сотрудника, найти «точки роста» и «точки провала», спланировать эффективную работу по коррекции неэффективной работы сотрудников. Срок до мая 2023 года. Возможные риски. Неготовность педагогов и непринятие сотрудниками новых форм работы. Увольнение опытных педагогов. Прием на работу специалистов, без опыта работы. Мероприятия по организации здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности Вызов среды. Проблема. Все чаще в детский сад поступают дети, имеющие отклонения в здоровье, требующие повышенного внимания, занятий и консультаций специалистов. 39 Рост числа взрослых (родителей воспитанников) с низким уровнем культуры здоровья, проявляющих инертность в ведении здорового образа жизни. Учитывая, что физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа детского сада ведутся в системе, но, на сегодня, требуют коррекции мониторинга здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности ДОУ и взаимодействия с социумом в вопросах поддержания и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. Перспективы развития. Повышение компетенций родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья детей, ведение инновационной деятельности учреждения в данном направлении. Это поможет, в конечном счете, добиться стабильной положительной динамики в вопросах поддержания и укрепления здоровья подрастающего поколения, приобщения к здоровому образу жизни заинтересованного взрослого населения. Срок до января 2024 года. Возможные риски. Потенциальные потребители образовательных услуг недооценивать значимость физкультурно-оздоровительной дошкольников. Появление детей с ОВЗ в детском саду с различными диагнозами. могут работы Мероприятия по цифровизации детского сада Вызов среды. Проблема. С каждым годом цифровые технологии становятся все доступнее и совершеннее. Дети включаются в цифровой мир почти с рождения. При актуальной цифровизации образовательной среды и всей работы детского сада важно сохранить сенсорное развитие ребенка как первую чувственную ступень познания окружающего мира и формирования мышления. Перспективы развития. В современных условиях первоочередным становится цифровое развитие педагога, который взаимодействует с детьми, совершенствование технической базы ДОУ для упрощения и повышения эффективности ее работы. Необходимо принять участие в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» и повысить квалификацию работников до декабря 2023 года. 40 Внедрение новых форм работы с педагогами, детьми и родителями (дистанционная и удаленная). Возможные риски. В связи с дефицитом бюджета невозможность приобрести новое цифровое оборудование. Мероприятия по повышению имиджа ДОУ Вызов среды. Проблема. Связь детского сада со средствами массовой информации находится на недостаточном уровне. Не в полном объеме организована рекламная кампания услуг, предоставляемых детским садом, редко используются возможности СМИ для транслирования передового педагогического опыта учреждения. Чаще всего реклама ограничивается информацией на официальном сайте, в официальной группе в ВК или тематических стендах в группах,. Из бесед с родителями, детей, поступающих в детский сад, выявлено, что информацию о детском саде они получили в основном от родственников и знакомых и только 10% - с сайта образовательной организации. Перспективы развития. Налаживание связей со СМИ и публикации в социальных сетях будет способствовать повышению имиджа учреждения среди заинтересованного населения; обеспечит возможность для транслирования передового педагогического опыта работников детского сада в области дошкольного образования. Возможные риски. Низкая посещаемость родительской общественностью официального сайта ДОУ и родительских собраний. РАЗДЕЛ V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Самое важное, что детский сад стремится быть местом, где дети могут продуктивно и интересно проводить время, педагоги – реализовать свои профессиональные и личностные ресурсы, а родители – быть уверенными в качестве предоставленной услуге. Основными направлениями деятельности в перспективе станут: 41 Ожидаемые результаты Улучшение качества предоставляемых образовательных услуг через обновление структуры и содержания образовательного процесса с учетом внедрения инновационных подходов Критерии эффективности 1. Устойчивая положительная динамика образовательных достижений воспитанников и состояния их здоровья. 2. Рост удовлетворенности родителей вопитанников качеством образовательных услуг по результатам анкетирования Повышение эффективности 1. Стабильная положительная динамика в психолого-педагогической помощи вопросах поддержания и укрепления детского сада здоровья подрастающего поколения, приобщения к здоровому образу жизни заинтересованного взрослого населения. 2. Создание целостной системы, в которой все этапы работы с ребенком, были бы взаимосвязаны. Повышение профессионального мастерства педагогов. 1.Обучение молодых специалистов, участие в конкурсном движении. 2.Обобщение и распространение передового опыта на мастер- классах, консультациях, педагогических гостиных, педагогических советах, семинарах и конференциях различного уровня. 3.Внедрение наставничества для профессионального становления молодых специалистов Дальнейшая информатизация образовательного процесса и управления Увеличение доли использования ИКТинструментов в образовательном процессе и администрировании Расширение перечня образовательных возможностей, социально-образовательных партнерств Детский сад налаживает взаимодействие с другими организациями для образовательного и иных видов сотрудничества Развитие системы по работе с одаренными и талантливыми детьми Активное выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей и рост результативности интеллектуальнотворческих достижений 42 Модернизация образовательной среды: пополнение материальнотехнических ресурсов детского сада современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением Увеличение доли современного учебного ИКТ-оборудования и программного обеспечения Высокий процент выпускников Реализована программа развития ребенка ДОУ, успешно прошедших на этапах дошкольного и начального адаптацию в первом классе школы. школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный перспективный характер. Оптимизация модели взаимодействия детского сада и семьи Проведение совместных мероприятий: фестивалей, конкурсов, соревнований, выставок и др., совместная реализация проектов, онлайн консультирование. Расширение спектра Разработка и введение новых дополнительных образовательных образовательных программ услуг для детей и их родителей дополнительного образования, совершенствование в соответствии с меняющимися условиями существующих программ дополнительного образования. 43