1
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы………..3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………3
1.2. Цель и задачи Программы…………………………………………………...7
1.3. Содержание общеразвивающей программы………………………………..7
1.4. Планируемые результаты освоения программы………………………….17
2. Организационно- педагогические условия………………………………….17
2.1. Календарный учебный график……………………………………………..17
2.2. Условия реализации программы…………………………………………...19
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………………...19
3.Список литературы…………………………………………………………….20
2
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
Программа разработана и реализуется в системе дополнительного
образования детей. Данная программа даёт возможность ребёнку открыть для
себя волшебный мир чтения.
Направленность- социально-педагогическая. Программа составлена на
основе методики Н.А.Зайцева «Обучение чтению детей дошкольного
возраста».
Актуальность программы.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности,
индивидуальности,
наиболее
сензитивный период
для
развития
любознательности, общих и специальных способностей. Чем полнее и
разнообразнее деятельность ребенка, чем она значимее, тем успешнее идет
его развитие, тем счастливее детство.
Зачастую родители дошкольников считают, что один из главных
показателей готовности ребенка к школе – это умение читать, а потому с
раннего возраста начинают обучать ребенка чтению. Н нередко результаты
раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют
интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; а
учителя отмечают, что количество детей, страдающих дисграфии и
дисперсией, постоянно растет. Чтение - это сложный навык, которым
ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при
условии созревания соответствующих структур мозга. Ведь чтение – это
один из видов речевых умений человека, и начинать обучать ему можно
лишь после того, как малыш овладел навыками устной речи. Усвоение языка
происходит не только в результате простого повторения. Это процесс
творческий, ребенок строит свои высказывания на основе готовых форм,
заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между
элементами языка.
Задача, стоящая перед педагогом: создать для ребенка увлекательной
тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, самостоятельному
чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи
малыша. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то,
что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые
обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до
знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется
безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим
знаком. А потому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова,
который включает в себя, в первую очередь, умение сознательно и
произвольно выделять в слове звуки.
Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных
открытия: сначала узнать, что речь «строится» из звуков, а потом открыть
3
отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей
читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же
время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации
речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой
культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию
диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование
языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности.
Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания,
памяти, коммуникативных отношений.
Программа «Читай-ка» основана на принципах доступности,
посильности, систематичности и последовательности в обучении.
Отличительные особенности программы: Программа построена на
позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его
развитие, формирование общечеловеческих ценностей, способностей и
интегративных качеств. Программа соответствует принципу развивающего
образования, целью которого является развитие ребенка. Она направлена на
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается
за счет учета индивидуальных особенностей детей.
Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в
дошкольном детстве (А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин).
Формирование навыков чтения и языкового чутья происходит в
играх различной сложности и направленности. Играми со звуками и буквами
поддерживается у детей стойкий интерес к занятиям и желание узнавать
новое. В соответствие с ФГОС ДО наиболее эффективным средством
поддержания интереса детей к чтению являются именно игровые
технологии.
Игровые технологии позволяют:
•
поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания,
умения и навыки;
•
создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю,
чувства, потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру
в самостоятельной деятельности,
•
повышают уровень развития познавательной активности и
творческих способностей.
Таким образом, исходя из актуальности использования игровых
технологий во время занятий, разработана Программа «Читай-ка».
Новизна программы «Читай-ка» заключается в специальном подборе
методических приемов и методов, составлении подборки дидактических игр
и упражнений, направленных на раннее обучение чтению на основе
возрастных особенностей психического развития детей дошкольного
возраста. На занятиях используются пальчиковые игры, попевки, игры с
4
кубиками и т.п. Игровая деятельность становится формой сотрудничества
взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными.
Педагогическая целесообразность: Раннее овладение приемами чтения
обеспечит ребенку комфортное психологическое состояние при адаптации к
школьному обучению, сформирует стойкий интерес к чтению, даст ему
преимущество в овладении разными предметами; поспособствует росту и
развитию его мозга в самый благоприятный возрастной период.
Адресат. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 5-7 лет,
посещающих детский сад. Набор детей носит свободный характер и
обусловлен интересами воспитанников и их законных представителей.
Возрастные особенности детей
У детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет словарь растёт не
только количественно, но и качественно и достигает 2500 слов, хотя
наблюдаются индивидуальные различия. Речь обогащается синонимами,
антонимами. В ней появляются слова, обозначающие дифференцированные
качества и свойства (светло-красный, тёмно-зелёный, легче, тяжелее и т.д.),
слова, называющие материалы и их признаки (дерево - деревянный, стеклостеклянный) Совершенствуется грамматическая система языка. Дети
используют
в
речи
простые
распространённые
предложения,
сложноподчинённые, сложносочинённые конструкции, разные слова для
названия одних и тех же предметов. Дети умеют уже грамматически
правильно изменять слова, входящие в активный словарь; стремятся
правильно произносить слова в родительном падеже множественного числа;
образуют новые слова (хлеб – хлебница, сахар-сахарница). Совершенствуют
умение связно, последовательно и выразительно пересказывать литературные
произведения без помощи вопросов педагога. Могут передавать диалог
действующих лиц. Дети активно участвуют в беседе, самостоятельно
отвечают на вопросы. Однако встречаются сложности при составлении
рассказов из личного опыта, при описании предметов. В этом возрасте
развивается фонематическое восприятие: большинство детей произносят все
звуки родного языка; проводят звуковой и буквенный анализ слов,
устанавливают последовательность звуков в слове, дифференцируют звуки:
гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие глухие согласные.
Выделяют в слове ударный слог, ударную гласную, правильно используют
соответствующие термины, составляют предложения по картинкам из двухтрёх слов, определяют порядок слов в предложении.
У детей старшего дошкольного возраста 6-7лет словарный запас
увеличивается за счет качественного совершенствования. К 6,5 годам
количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 3500-4000.
Активно используются синонимы и антонимы. Начинают применяться слова
и выражения с переносным значением. Дети овладевают новыми понятиями.
Обогащение словаря происходит за счет точного названия качеств предметов
(материал, форма, цвет, размер) Дошкольники правильно согласовывают
прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; формируют из
слов предложения, используют разные слова для обозначения одного и того
5
же предмета. Самостоятельно образуют степени сравнения прилагательных,
новые слова с помощью суффиксов, правильно употребляют глаголы.
Используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
В развитии связанной речи происходит существенные изменения.
Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. В диалоге дети
используют предложения различной конструкции. Могут самостоятельно
формулировать и задавать вопросы. Дети совершенствуют свои умения в
составлении описательных рассказов о предметах, по серии картин. У
дошкольников формируется умение развивать сюжет в логической
последовательности. Но одной из сложнейших задач остается составление
рассказов из личного опыта в логической последовательности.
В возрасте 5,5-7 лет завершается работа по усвоению элементов
грамоты. Дети ориентируются в звуко-буквенной системе родного
языка, проявляют интерес к играм со словами, звуками и буквами.
Могут пересказать текст, прочитанный самостоятельно. Понимают
смыслоразличительную функцию звука, буквы.
Особенности организации образовательного процесса – группа
воспитанников в возрасте 5-7 лет, являющаяся основным составом
объединения; состав группы постоянный.
Занятия проводятся во второй половине дня и включают в себя:
небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал,
игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики,
физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды
детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.
Воспитатель дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая
допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По
действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 7 лет планируются
занятия продолжительностью не более 25 - 30 минут.
Режим занятий.
Первый год обучения – старшая группа (возраст 5-6 лет). Занятия
проводятся в группе 10-15 человек 1 раз в неделю по 25 минут.
Второй год обучения – подготовительная группа (возраст 6-7 лет).
Занятия проводятся в группе 10-15 человек 1 раз в неделю по 30 минут.
Каждый курс рассчитан на 1 год.
Объем и срок освоения программы
– общее количество учебных часов, запланированных на весь период
обучения – 56 часов .
-срок освоения программы-2 года
Уровень общеразвивающей программы – стартовый уровень.
Формы обучения –очная.
Виды занятий – практические занятия.
Документ по завершению обучения по программе не выдается.
6
При реализации программы не используются электронное обучение и
дистанционные образовательные технологии.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель
программы:
обучение
детей
дошкольного
возраста
сознательному, правильному чтению.
Задачи программы :
Образовательные.
-Формировать умение «печатать склады и слова в тетради.
-Формировать навык использования самостоятельного чтения для
получения информации.
Развивающие
-Формировать позитивную мотивацию к обучению;
-Развивать произвольность психических процессов, способность к
волевым усилиям;
-Развивать психические процессы (восприятие, внимание, все виды
памяти (зрительную, слуховую, двигательную)
-Развивать мышление;
-Развивать интеллектуальную сферу (способности анализировать,
сравнивать, классифицировать, делать простейшие обобщения);
-Развивать навык использования прочитанных предложений в качестве
эталонов построения собственной речи.
-Развивать рефлексивные способности, конструкторские умения;
развивать мелкую моторику и графические навыки.
Воспитательные
-Формировать интерес к чтению;
-Воспитывать умение общаться и взаимодействовать с
взрослыми и сверстниками;
-Воспитывать моральные и нравственные качества;
1.3. Содержание программы
Занятия построены на совместной деятельности ребёнка и
взрослого, проводятся с группой детей, не превышающей 10-15 человек, в
специально отведённом помещении.
Учебный план кружка «Читай-ка»
на 2022-2023 учебный год
№
Название
Количество часов
Формы
п/п
раздела/темы
всего
теория практика аттестации/контроля
1.
Вводные занятия
2
1
1
2.
Склады
20
3
17
наблюдение
3.
Слово
6
1
5
Итоговое занятие
7
Учебный план кружка «Читай-ка»
на 2023-2024 учебный год
№
Название
Количество часов
Формы
п/п
раздела/темы
всего
теория практика аттестации/контроля
1.
Слово
14
2
12
наблюдение
2.
Предложение
10
1
9
наблюдение
3.
Текст
4
1
3
Итоговое занятие
Тематическое планирование занятий кружка «Читай-ка»
на 2022-2023 учебный год
№
п/п
1
Тема
«Заюшкина
избушка»
Мотивация
Знакомство детей
друг с другом.
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент,
последовательность
заданий по сюжету
сказки «Заюшкина
избушка»
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент. Уточнять
представления о
персонажах и
последовательности
сказки
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
2
«Лиса и
журавль»
3
«Теремок»
4
А.Тесленко
«Буква о
известна всем»
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
5
А.Барто
«Ути-ути»
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
8
Содержание занятий по
формированию навыка чтения
Ознакомление с наглядностями:
кубики, таблицы, ориентировка в
пространстве. Выполнение действий
в соответствии с текстом.
Игра «Озвучить кубик».
Работа в тетради (печатание,
штриховка букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки – музыкальнодидактическая игра.
Попевка, заучивание букв под
музыкальное оформление. Игры на
активизацию словаря детей.
Логоритмика.
Игра: «Братишки и сестренки»
(твердые и мягкие звуки). Работа в
тетради (печатание, штриховка букв,
графический диктант.). Игра
«Напиши письмо по таблице».
«Подскажи словечко», знакомство с
гласными звуками; игры на развитие
фонематических процессов, м/м рук.
Игра «Паровозик из кубиков».
Работа в тетради (печатание,
штриховка букв).
Словесные игры «Как звучат
слова?». Пение «песенок» (а, о, у, и)
Игра «Передай сигнал» .
Игра «Кто быстрее найдёт?». Работа
в тетради (печатание, штриховка
букв).
Игра «Поймай звук», «Исправь
меня», «Попугайчики», «Комары и
осы», «Дятел».
Игра «Диктант с указкой». Работа в
тетради (печатание, штриховка
букв).
6
«Репка»
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
7
“На дворе
дрова. За
двором дрова,
под двором
дрова, над
двором
дрова….»
“К.Чуковский
«Котауси у
Мауси»”.
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
8
9
Мы спросили
Петуха:
- Где найти нам
Букву Х?
Манжос Н.
10
К. Чуковского
“Федорино
горе”.
11
“Два щенка
щека к щеке
щиплют щетку
в уголке”
12
«В гостях у
АЙБОЛИТА»
13
«Звукоедик»
14
«Гуси-лебеди»
Игра «Подскажи» «Горка из
кубиков»,прохождение лабиринтов
по словесной инструкции.
Игра «Напиши указкой» Игра
«Озвучить кубик».
Работа в тетради (печатание,
штриховка букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки – музыкальнодидактическая игра.
Игра: «Собери кубики», «Хитрые
кубики», «Как звучит кубик», «Что
изменилось?» выделение и показ
определённого звука. Работа в
тетради (печатание, штриховка
букв).
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
Попевка
Игра «Озвучить выбранный кубик»,
«Поезда», «Угадай по звуку»,
«Слухачи» Работа в тетради
(печатание, штриховка букв).
Попевка
Игры на развитие фонематических
процессов. Логоритмика.
Ритмические рисунки – музыкальнодидактическая игра. Работа в тетради
(печатание, штриховка букв).
Составление «домиков» из кубиков
Пение «песенок», «Какие бывают
слова?». Работа в тетради (печатание,
штриховка букв).
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
Составление «домиков» из кубиков
Попевка. Работа в тетради
(печатание, штриховка букв).
Мнемотехника, графическое
оформление звуков; Логоритмика.
Ритмические рисунки – музыкальнодидактическая игра. Чтение стишков.
Работа в тетради (печатание,
штриховка букв).
Составление кубиков по образцу ,
игра «Эхо» Работа в тетради
(печатание, штриховка букв).
Логоритмика. Ритмические рисунки
– музыкально-дидактическая игра.
Упражнения на закрепление знаний
складов. Работа в тетради
(печатание, штриховка букв).
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
Создание
проблемной
ситуации,
9
сюрпризный
момент.
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
15
«Где обедал
воробей?»
С.Маршак
16
«Тихая сказка»
С.Маршак
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
17
«Сказка об
умном
мышонке»
С.Маршак
18
«Мойдодыр»
К.Чуковский
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
19
«Мухацокотуха»
К.Чуковский
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
20
«Чудо-дерево»
К.Чуковский
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
21
III этап
«Кто это?
С.Городецкий»
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
22
«Как мыши с
котом
воевали?»
Н.Заболоцкий
23
Маяковский
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
Создание
Логоритмика. Ритмические рисунки
– музыкально-дидактическая игра.
Упражнения на закрепление знаний
складов. Графический диктант
Работа в тетради (печатание,
штриховка букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки – музыкальнодидактическая игра.
Произношение звуков - складов.
Упражнения на закрепление знаний
складов. Игра «Составь слово»
Работа в тетради (печатание,
штриховка букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки – музыкальнодидактическая игра.
Упражнения на закрепление знаний
складов. Игра «Шагаем и читаем»
Работа в тетради (печатание,
штриховка букв). Работа по таблице.
Упражнения на закрепление знаний
складов. Игра «Составь слово»
Работа в тетради (печатание,
штриховка букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки – музыкальнодидактическая игра.
Развитие артикуляции, дикции,
формирование правильного
произношения звуков. Упражнения
на закрепление знаний складов. Игра
«Найди слово» Логоритмика.
Ритмические рисунки – музыкальнодидактическая игра.
Упражнения на закрепление знаний
складов. «Пиши» слова по таблице.
Работа в тетради (печатание,
штриховка букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки – музыкальнодидактическая игра.
Овладение техникой складового
чтения: Упражнения на закрепление
знаний складов. Работа в тетради
(печатание, штриховка букв).
Логоритмика. Ритмические рисунки
– музыкально-дидактическая игра.
Упражнения на закрепление знаний
складов.. Попевка. Работа в тетради
(печатание, штриховка букв).
Логоритмика. Ритмические рисунки
– музыкально-дидактическая игра.
Упражнения для развития
10
«Что такое
хорошо и что
такое плохо?
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
фонематического слуха, повторение
слоговых цепочек, попевка.
Логоритмика. Ритмические рисунки
– музыкально-дидактическая игра.
Работа в тетради (печатание,
штриховка букв).
24
Маяковский
«Что ни
страница – то
слон, то львица»
25
И.Косяков «Все
она»
26
С.Михалков
«Песенка
друзей»
27
Б.Житков «Как
мы ездили в
зоологический
сад»
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
Создание
проблемной
ситуации,
сюрпризный
момент.
Игры «Живые буквы», «Читай и
пой» слияние складов. Хоровое
чтение складов. Указкой «напиши»
слово по таблице. Работа в тетради
(печатание, штриховка букв).
Игры «Лото», «Пишу красиво»,
«Доскажи словечко». Логоритмика.
Ритмические рисунки – музыкальнодидактическая игра. Работа в тетради
(печатание, штриховка букв).
«Пишем» указкой слова по таблице.
Логоритмика. Ритмические рисунки
– музыкально-дидактическая игра.
Работа в тетради (печатание,
штриховка букв).
Ритмический рисунок «Следы
зверей». Логоритмика. Ритмические
рисунки – музыкальнодидактическая игра. Работа в
тетради (печатание, штриховка
букв).
28
Итоговое занятие
Тематическое планирование занятий кружка «Читай-ка»
на 2023-2024 учебный год
№
Тема
п/
п
1 Г.Цыферов «Когда не
хватает игрушек»
Мотивация
Создание проблемной
ситуации, сюрпризный
момент.
2 К.Чуковский «Так и не
так»
Создание проблемной
ситуации, сюрпризный
момент.
3 Н.Носов «Ступеньки»
Создание проблемной
11
Содержание занятий по
формированию навыка
чтения
Работа с таблицей складов
Н.А.Зайцева Попевка .
Ритмический рисунок.
Работа в тетради
Графический диктант.
(печатание, штриховка
букв).
Выделение
последовательности
произношения звукового
склада; Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв).
Кубик-трансформер.
ситуации, сюрпризный
момент.
4 Л.Толстой «Таня знала
буквы»
Создание проблемной
ситуации, сюрпризный
момент.
5
С.Прокофьева «Маша и
Ойка»
Создание проблемной
ситуации, сюрпризный
момент.
6
С.Прокофьева «Сказка о
невоспитанном мышонке»
Создание проблемной
ситуации, сюрпризный
момент.
7 В.Сутеев «Три котенка»
Создание проблемной
ситуации, сюрпризный
момент.
8 .А.Н.Толстой «Лиса»
Создание проблемной
ситуации, сюрпризный
момент.
9
П.Воронько «Хитрый
ежик»
Создание проблемной
ситуации, сюрпризный
момент.
12
Ритмический рисунокмузыкально-дидактическая
игра. Игра «Поезд» из
кубиков. Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв, графический
диктант.).
«Диктант по Тоцкому»,
ритмический рисунок.
Попевка. Игра «Поле
чудес». Ритмический
рисунок-музыкальнодидактическая игра.
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв).
Игра «Поезда», «Смешные
слова».Ритмический
рисунок. Попевка. Работа в
тетради (печатание,
штриховка букв).
Называть слова с
определенным звуком; Игра
«Озвучить выбранный
кубик», «Поезд»
Ритмический рисунокмузыкально-дидактическая
игра. Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв).
Чтение слов по «Складовым
картинкам» Зайцева
Составление «поездов» из
кубиков Пение «песенок» попевка Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв).
Составление «поездов» из
кубиков Ритмический
рисунок-музыкальнодидактическая игра. Пение
«песенок». Логоритмика.
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв).
Овладение техникой
складового чтения
Осознание детьми различий
между написанием и
произношением некоторых
10 Д.Биссет «Лягушка в
зеркале»
Создание проблемной
ситуации, сюрпризный
момент.
11 IV этап
Ч.Янчарский «Игры»
Создание проблемной
ситуации, сюрпризный
момент.
12 М.Олсуфьева «Не только
в детском саду»
Создание проблемной
ситуации, сюрпризный
момент.
13 А.С.Пушкин «Сказка о
золотомпетушке»(отрывок
)
Инсценировка сказки
А.С.Пушкин «Сказка о
золотомпетушке»(отрывок
)
14 Н.Сладков «Лесные
мастера»
Игра в слова. Чтение
Н.Сладков «Лесные
мастера»
13
слов. Игра «Колючие
слова» Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв).
Составление «поездов» из
кубиков. Пение «песенок» попевка. Ритмический
рисунок-музыкальнодидактическая игра.
Логоритмика. Работа в
тетради (печатание,
штриховка букв).
Игра «Звуковая дорожка»
выход к складовым
картинкам
«написание» слов по
таблице и
кубиками.Ритмический
рисунок-музыкальнодидактическая игра.
Логоритмика. Работа в
тетради (печатание,
штриховка букв).
Упражнения на закрепление
знаний складов. Попевка.
«Пишем» слова указкой по
таблице. Ритмический
рисунок-музыкальнодидактическая игра.
Логоритмика. Работа в
тетради (печатание,
штриховка букв).
Составление «поездов» из
кубиков (с буквами Э,Е).
Пение «песенок». Работа по
карточкам. Игра «Озвучить
кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Письмо по таблице.
Упражнения на закрепление
знаний складов. попевка
Игра «Озвучить кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
15 Чтение А.Шибаев «Два
хвостика»
Состав слова..
Чтение А.Шибаев «Два
хвостика»
16 Чтение С.Маршак «Цирк»
Загадки о животных.
Чтение С.Маршак «Цирк»
17 Чтение Г.Цыферов «Как
цыпленок рисовал»
Составить свою загадку.
Чтение Г.Цыферов «Как
цыпленок рисовал»
18 Г.Цыферов «Про чудака –
лягушонка»
Загадки. Чтение
Г.Цыферов «Про чудака –
лягушонка»
14
музыкально-дидактическая
игра.
Письмо по таблице.
Упражнения на закрепление
знаний складов. Работа по
карточкам. Игра «Составь
слово» Игра «Озвучить
кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Письмо по таблице.
Упражнения на закрепление
знаний складов. Пение
попевки. Игра «Шагаем и
читаем» Игра «Озвучить
кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Письмо по таблице.
Упражнения на закрепление
знаний складов. Пение
попевки Работа по
карточкам. Игра «Составь
слово» Игра «Озвучить
кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Письмо по таблице.
Упражнения на закрепление
знаний складов. Пение
попевки. Игра «Озвучить
кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Письмо по таблице.
19 Лев Толстой «Мыши»
Скороговорки. Чтение Лев
Толстой «Мыши»
20 «Название русских
городов»
Познавательная игра
«Название русских
городов»
21 «Название русских рек»
Познавательная игра
«Название русских рек»
22 Чтение стихотворений
А.Барто
Письмо.
Чтение стихотворений
А.Барто
23 Чтение стихотворений
К.Чуковского.
Посылка.
Чтение стихотворений
К.Чуковского.
15
Упражнения на закрепление
знаний складов. Пение
попевки. Игра «Озвучить
кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Письмо по таблице.
Упражнения на закрепление
знаний складов. Попевки.
Игра «Озвучить кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Письмо по таблице.
Письмо односложных и
двусложных слов по
таблице, составление слов
из кубиков. Работа по
складовым картинкам Игра
«Озвучить кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Письмо односложных и
двусложных слов по
таблице, составление слов
из кубиков. Игра «Озвучить
кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Игра по складовым
картинкам в командном
варианте
Письмо односложных и
двусложных слов по
таблице, составление слов
из кубиков. Игра по
24 Состав слова. Чтение
С.Есенин «Берёза»
Состав слова. Чтение
С.Есенин «Берёза»
25 Волшебный ребус.
Ребусы.
Анализ слова.
26 Игра слов.
Слоговое деление.
Соотношение смысла с
прочитанным.
27 Образование новых слов.
Сложные слова.
Две основы в слове.
16
складовым картинкам Игра
«Озвучить кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Письмо односложных,
двусложных, трёхсложных
слов по таблице,
составление слов из
кубиков по складовым
картинкам Игра «Озвучить
кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Упражнения на закрепление
умений. Игра «Озвучить
кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Пение попевки.
Письмо односложных,
двусложных, трёхсложных,
четырёхсложных слов по
таблице, составление слов
из кубиков. Игра «Озвучить
кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
Игра по складовым
карточкам
Упражнения на закрепление
умений. Игра по складовым
карточкам Игра «Озвучить
кубик».
Работа в тетради
(печатание, штриховка
букв). Логоритмика.
Ритмические рисунки –
музыкально-дидактическая
игра.
28 Итоговое занятие
1.4. Планируемые результаты освоения программы
1.У детей сформирован навык осознанного чтения.
2.Дети проявляют интерес к чтению, уважение к книге.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
на 2022-2023 учебный год
Месяц
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Неделя
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
Старшая группа
(продолжительность в
мин.)
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
25
17
Апрель
Май
Итого в год
II
III
IV
I
28 нед.
25
25
25
25
560 мин.
*Календарный учебный график образовательной деятельности может изменяться в
соответствии с количеством недель в месяце.
Календарный учебный график
на 2023-2024 учебный год
Месяц
Неделя
Сентябрь
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Подготовительная группа
(Продолжительность
занятия в мин.)
30
30
30
30
II
III
IV
I
II
III
IV
I
II
III
IV
I
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
28 нед.
840 мин.
Апрель
Итого в год
18
*Календарный учебный график образовательной деятельности может изменяться в
соответствии с количеством недель в месяце.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в групповом помещении. Помещение
группы соответствует санитарным и гигиеническим нормам, нормам
пожарной и электробезопасности, требованиям охраны труда. При
организации занятий используются технические средства обучения:
магнитофон, мультимедийное оборудование.
Группа оборудована необходимой мебелью, инвентарем:
• столы, стулья (по росту и количеству детей);
• магнитная доска;
• технические средства обучения (ТСО) (мультимедийное
устройство);
• кубики Зайцева
• таблицы Зайцева
Кадровое обеспечение
Воспитатель Сачкова Марина
Богдановна
Образование: Нижнетагильский государственный педагогический
институт , специальность "Учитель русского языка и литературы".
Профессиональная переподготовка по направлению «Дошкольная
педагогика».
Стаж работы: 25 лет
Педагогический стаж: 24 года.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные
материалы
Аттестация и выдача документа не предусмотрена.
Одной из форм подведения итогов реализации данной программы
является проведение подгруппового или индивидуального занятия в
присутствии
родителей.
Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут
быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению чтению.
При реализации дополнительной образовательной программы не
используются электронное обучение и дистанционные образовательные
технологии.
3.Список литературы
Зайцев Н.А. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. – СПб.:
НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А., Струве Г.А. Читай и пой. – СПб.: НОУДО «Методики
Н.Зайцева», 2012.
19
Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева». – СПб.: НОУДО «Методики
Н.Зайцева», 2012.
Зайцев Н.А. Письмо, чтение, счёт. – СПб.: Лань, 1997.
Зайцев Н.А. Комплект «Складовые картинки». – СПб.: НОУДО «Методики
Н.Зайцева», 2012.
Андриевская З.Н. Уроки для родителей. – М.: Аркти, 2005.
Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Сценарии по комплексному развитию
дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
20